Конфликт Сирии и Ирака перекинулся на Германию, эмоции зашкаливают. В Гамбурге во вторник вечером схлестнулись курды и салафиты. Согласно городской полиции, и те, и другие были вооружены «дубинками и холодным оружием». Примерно четырнадцать участников драки были ранены, из них четыре — тяжело. Для того чтобы прекратить беспорядки, полиции пришлось использовать водомёты. Тем же вечером в Гамбурге курды вымещали свою злость на припаркованных автомобилях и на турецкой забегаловке.
Ещё одним местом, где произошли беспорядки, стал город Целле в Нижней Саксонии. Всё началось в понедельник: столкновения произошли между курдскими езидами и чеченскими мусульманами. Во вторник удар на себя уже принимала полиция, которая выстроилась в линию между двумя «лагерями». Совершенно очевидно, что «инициатором» столкновения стал частный спор, который, возможно, разгорелся на фоне конфликта на севере Сирии. Но и в других местах усиливаются напряженность.
В среду вечером на своей странице в Facebook группировка «Перспектива Курдистана» написала, что в Ганновере «захвачен» офис партии ХДС, «невероятно!». Кроме того в Билефельде члены группировки, мужчины и женщины, «захватили» офис партии СДПГ в знак протеста против «оппортунистической политики» партии в деле борьбы против Исламского государства. Эксперты по безопасности считают, что на территории Германии количество такого рода протестов может быть увеличено. Тем более, если город Кобани падет под натиском боевиков ИГ.
«РПК ощущает ветер перемен»
Ситуация с безопасностью в федеративной республике вызывает все большую озабоченность полиции и Ведомства по охране конституции. Один немецкий эксперт говорит: «То, что происходит у нас — это отражение ситуации в Турции, потому что на территории Германии проживает большое количество курдов». Однако никто не знает точную цифру, так как государственной принадлежности курдов как таковой не существует. По оценкам, число курдов достигает одного миллиона человек. Впрочем, в протестах в Гамбурге, Берлине, Ганновере, Бремене, Херфорде, Франкфурте-на-Майне, Штутгарте и других городах Германии принимает участие примерно несколько сотен курдов. И с точки зрения немецких властей, зачинщиком всего этого является — Рабочая партия Курдистана (РПК), которая в Германии запрещена с 1993-го года из-за ее воинственной деятельности. В ФРГ тринадцать тысяч членов данной партии настойчиво поддерживают её нелегальную структуру.
Эксперты по безопасности считают, что «РПК ощущают ветер перемен. Её члены считают себя хорошими, поскольку они противостоят Исламскому государству». «РПК надеется, что она скоро будет официально разрешена и что их предводитель Абдулла Оджалан вскоре будет освобождён из турецкой тюрьмы». Своими протестами на территории Германии и других городов Евросоюза РПК хочет привлечь к себе внимание и оказать моральное давление. Эксперты считают, что именно поэтому РПК «дозируют» средства своей борьбы.
Эксперты признают опасность эскалации насилия
По словам экспертов, бомбовых ударов по турецким учреждениям или по мечетям салафитов ожидать не стоит. Один из специалистов по безопасности считает, что «таким образом РПК лишь ухудшит свою репутацию». Однако новые, кажущиеся спонтанными демонстрации и «захваты» парламентов, радиостудий или других институтов вполне возможны. К «инструментарию» РПК можно отнести и публичные самосожжения. В 1994 году в Мангейме две представительницы курдов подожгли себя. Позже одна из них скончалась. У экспертов нет никаких данных о возможной вооружённой борьбы РПК на территории ФРГ, однако они опасаются ухудшения ситуации и эскалации насилия.
РПК в Германии — это часть сценария конфликта с участием нескольких экстремистских группировок. Демонстрации курдов раздражают салафитов, и они поддаются провокациям. Среди салафитов многие восхищаются ИГ из-за ее военных успехов. Специалисты предупреждают, что сегодня в Германии от 700 до 6600 салафитов являются склонными к насилию сторонниками террористической группировки.
На действия салафитов реагируют и неонацисты, и другие крайне правые группировки. Ответом на сентябрьские акции «шариатской полиции» в Вуппертале стали действия мелкой «коричневой» партии НДПГ, которая также снарядила свою «полицию» и назвала её «Охрана города».
Ко всему прочему, крайне правые и аполитичные футбольные хулиганы создали что-то вроде единого фронта против салафитов, которому дали устрашающее название GnuHonnters, что означает — «новые охотники».
Сложный сценарий конфликта
Со своей стороны, в 2012 году на провокационные демонстрации крайне правой и враждебно настроенной в отношении ислама партии «За Северный Рйен-Вестфалию» (Pro NRW) салафиты ответили беспорядками в Золингине и Бонне. По некоторым сведениям, салафиты даже готовила покушение на председателя партии. В сентябре Верховный суд земли Северный Рейн-Вестфалия в Дюссельдорфе начал процесс по делу четверых «бородачей», которые, по данным суда, в 2012 году подложили бомбу на главном железнодорожном вокзале в Бонне.
Но это еще не весь немецкий сценарий, в котором заняты озлобленные экстремисты: РПК противостоят не только салафиты и, конечно, немецкие расисты, но и турецкие националисты. Молодые сторонники РПК и пылкие турецкие активисты-подростки, входящие в организацию «Серые волки» (Ülkücü), обмениваются полными ненависти выражениями в интернете. Иногда всё это выливается в уличное рукоприкладство. РПК поддерживают, в свою очередь, турецкие и немецкие левые экстремисты.
Кажется, Германию ожидает горячая осень ввиду наличия в стране взрывоопасной смеси из внутренних и внешних конфликтов.