Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Кто выступает за отделение Каталонии от Испании

Сторонники независимости Каталонии готовятся провести 9 ноября референдум о ее суверенитете, несмотря на судебное вето. DW попыталась разобраться в том, какие политические силы региона отстаивают идеи сепаратизма

© East News / kdnpix.comДемонстрация сторонников независимости в Национальный день Каталонии
Демонстрация сторонников независимости в Национальный день Каталонии
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Вето, наложенное Конституционным судом Испании на проведение референдума о независимости Каталонии, не остановило сторонников отделения региона. Они продолжают подготовку к голосованию. В процессе агитации за выход из состава Испании весьма активны леворадикальные оппозиционные партии Каталонии. Они же, по мнению наблюдателей, оказывают беспрецедентное давление на региональное правительство.

Мадрид — Вето, наложенное Конституционным судом Испании на проведение референдума о независимости Каталонии, не остановило сторонников отделения региона. Они продолжают подготовку к голосованию. В процессе агитации за выход из состава Испании весьма активны леворадикальные оппозиционные партии Каталонии. Они же, по мнению наблюдателей, оказывают беспрецедентное давление на региональное правительство, представленное союзом либералов и христианских демократов, заставляя его не подчиняться ни центральному правительству, ни Конституционному суду.

Натиск левых радикалов

Финансово-экономический кризис, безработица, поразившие Испанию в последние годы, «способствовали росту националистических и сепаратистских настроений в Каталонии», рассказала DW сотрудница Мадридского центра социологических исследований Габриэла Роспиде. Сепаратизму, по ее словам, способствовала и активная деятельность Левой республиканской партии Каталонии (ЛРПК). Сейчас ЛРПК требует провести референдум во что бы то ни стало, вопреки запретам Мадрида. Она выступает за строительство «демократического социализма», но самое главное в ее идеологии — «панкаталонизм», создание так называемой «великой Каталонии».

Как пояснил другой опрошенный эксперт — профессор политологии Мадридского университета Диего Фернандес, «в новое государственное образование, по планам ЛРПК, должны войти и другие испанские территории — Балеарские острова, регион Валенсия, часть Мурсии и Арагона. Кроме того, партия ратует за присоединение княжества Андорра, французского департамента Восточные Пиренеи и Альгеро, города на северо-западном побережье итальянского острова Сардиния». ЛРПК, возникшая в 1931 году, всегда отличалась крайним радикализмом в своих требованиях, считает профессор. В ее рядах с 90-х годов находятся боевики самораспустившейся вооруженной группировки «Свободная земля», в свое время совершившей более 200 терактов.

Марксисты-сепаратисты

По части радикализма, продолжил политолог, с ЛРПК «соревнуется» партия под названием «Кандидаты народного единства» (КНЕ). Она, помимо «панкаталонизма», исповедует марксистскую идеологию: требует ликвидации капиталистической системы, введения «народного контроля» над экономикой, «коренного перераспределения богатств в обществе», ликвидации буржуазной и установления «подлинной демократии». Эту партию, как отметила социолог Габриэла Роспиде, поддерживают некоторые маргинальные протестные группировки, относящиеся к так называемой «антисистеме», например группы бомжей, захватывающие общественные здания и совершающие налеты на супермаркеты.

Что касается коммунистов и примкнувших к ним «зеленым» из партии «Каталонская инициатива», то они не считаются сепаратистами и не призывают к аннексии территорий, не входящих в границы нынешней Каталонии, отметил Диего Фернандес. Однако эти политические силы «активно выступают за проведение референдума, предоставляя своим членам сделать собственный выбор в вопросе независимости», подчеркнул профессор. Активисты партии, как и члены ЛРПК и КНЕ, неизменно участвуют в уличных выступлениях, организуемых так называемой Каталонской национальной ассамблеей. По оценке социолога Роспиде, речь идет о своеобразном «общем фронте» сторонников независимости разных идеологий.

Позиция правящей коалиции

В правящую коалицию «Конвергенция и Союз», по словам профессора Фернапндеса, входят как «откровенные сепаратисты, так и сторонники предоставления Каталонии больших автономных прав в рамках единого государства». Идеи независимости разделяет либеральная партия «Демократическая конвергенция Каталонии». Ее лидер Артур Мас является главой правительства Каталонии и основным инициатором референдума. Вместе с тем он утверждает, что намерен выяснять все отношения с Мадридом «лишь путем диалога, без принятия односторонних решений».

Партнер Маса по коалиции — лидер «Демократического союза Каталонии» Жозеп Антони Дуран и Льейда — еще меньше склонен форсировать вопрос о независимости и предлагает пока добиваться от Мадрида расширения автономных прав. Считается, что его партия выражает мнение крупной каталонской буржуазии. Более решимо против независимости в каталонском парламенте, по словам Диего Фернандеса, выступают депутаты от правящей в Испании консервативной Народной партии, а также Испанской социалистической рабочей партии и каталонской происпанской партии «Граждане».

Молчаливое большинство

Сторонники независимости Каталонии, говорит социолог Габриэла Роспиде, пытаются «произвести впечатление» на мировую общественность масштабными уличными мероприятиями, на которые свозят своих сторонников со всех концов региона. Так, 11 сентября они собрали в Барселоне полмиллиона человек на акцию в поддержку референдума и суверенитета. Однако подобные мероприятия, по словам Роспиде, «не отражают ситуацию в регионе, где далеко не все находятся под влиянием сепаратистов». В Каталонии существует так называемое «внепартийное молчаливое большинство», которое не разделяет идеи независимости.

В подтверждение своих слов эксперт сослалась на результаты последних опросов общественного мнения. По данным агентства Metroscopia, лишь 23 процента жителей Каталонии намерены участвовать в запрещенном референдуме. 42 процента поддерживают расширение прав автономии, но только в составе Испании, а 19 процентов не требуют вообще никаких изменений. Согласно данным другого агентства — NC Report, 62,5 процента опрошенных никогда не согласятся с идеей независимости, поскольку она «означает автоматический выход Каталонии из Евросоюза», напомнила Габриэла Роспиде.