Киев, Украина. — Самый вздорный, наверное, депутат украинского парламента Олег Ляшко тихо сидит в углу киевского кафе с розовато-золотистыми стенами. Там мраморные столы, богато одетые посетители, и складывается такое ощущение, что находишься где-то в Вене. Женщина за столиком неподалеку ведет переговоры об условиях кредита из Евросоюза, а другие посетители спорят по вопросам сложных финансовых и политических сделок. В этом кафе, находящемся неподалеку от президентской администрации и буквально за углом от национального собрания, царит легко узнаваемая атмосфера власти и заключения сделок. Оно кажется неподходящим местом для 41-летнего Ляшко, который возглавляет националистическую Радикальную партию. Ляшко в своей идеально выглаженной рубашке с синим галстуком и аккуратно причесанными волнистыми волосами (напоминающими парик) больше похож на скромного банкира, чем на самозваного бесстрашного борца за суверенитет своей страны.
Когда я вхожу в кафе, Ляшко встает и присоединяется к своему союзнику из киевского городского совета, сидящему за другим столиком. Они начинают громко обсуждать поставки очков ночного видения, теплой одежды, сигарет, бронежилетов и анестезирующих средств для украинской армии, воюющей на востоке страны. Всего за три дня до этого, в День независимости Украины, 24 августа, он находился в Луганской и Донецкой областях, которые в основном удерживаются сепаратистами, и проводил оценку потребностей войск. По крайней мере, он так говорит. «Мы каждый день решаем вопросы снабжения армии, — заявляет мне Ляшко. — Всеми своими мыслями я там, с находящимися на фронте людьми». Затем Ляшко показывает мне свой новый сотовый телефон, посредством которого он, по его же словам, поддерживает постоянную связь с властями и батальонами добровольцев.
Как и большинство партий на Украине, Радикальная партия строится на бренде имени своего лидера. В данном случае, принадлежность Ляшко к ней несомненна, ибо официально она называется Радикальная партия Олега Ляшко. Партию эту учреждал не он, но в настоящее время Ляшко является единственным депутатом радикалов в украинском парламенте. В своем предвыборном манифесте партия подчеркивает необходимость борьбы с «внутренними врагами» Украины, каковыми она считает сепаратистов и коррупционеров во власти, а также возвращения в страну ядерного оружия.
26 октября украинцы снова пойдут голосовать, и на сей раз это будут выборы в парламент, призванные придать еще большую легитимность революции Майдана. Это будут вторые выборы за шесть месяцев. В мае на украинских президентских выборах победу одержал шоколадный магнат Петр Порошенко. Такие стражи демократии, как Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе, заявили, что голосование прошло с соблюдением «фундаментальных свобод». Этим оно резко отличалось от парламентских выборов 2012 года, отмеченных тем, что главные оппоненты тогдашнего президента Виктора Януковича находились в тюрьме. На новых и стремительно приближающихся парламентских выборах избиратели получат первую возможность всенародно вынести вердикт депутатам, избранным на выборах 2012 года, которые прошли с нарушениями.
По данным ряда опросов, партия Ляшко устойчиво занимает второе место, отставая лишь от партии Порошенко «Солидарность». Радикальная партия может стать для Порошенко партнером по коалиции или одной из самых сильных оппозиционных фракций в Верховной Раде. А это значит, что Ляшко, который когда-то был эксцентричной и второстепенной фигурой на обочине украинской политики, способен стать серьезным политическим воротилой в Киеве, что раньше казалось совершенно невероятным.
Усиление Радикальной партии говорит о том, что политика страны становится все более популистской. После февральской революции Майдана Россия утверждала, что крайне правые партии Украины «Свобода» и «Правый сектор» пользуются значительной поддержкой. Но в действительности кандидаты в президенты от этих партий набрали в мае менее чем по два процента голосов. Однако многомесячная война и лишения сделали многих украинцев намного более радикальными. А популисты типа Ляшко сегодня выигрывают от гнева избирателей.
«Часть населения считает Порошенко и его правительство слишком умеренными, особенно в вопросах антитеррористической операции, — написал профессор европейских исследований из Киево-Могилянской академии Андреас Умланд (Andreas Umland). — Ляшко играет на этом недовольстве. Он - практичный популист, не имеющий идеологии. Однако он очень талантлив в плане саморекламы».
В биографии Ляшко, как он излагает ее сам, есть и оттенки диккенсовской драмы, и элементы претенциозности. Он утверждает, что воспитывался в детском доме, а потом получил три университетских диплома — но не откликнулся на просьбу предоставить их копии. Ляшко принимает активное участие в украинской политике с 2006 года, когда он отказался от карьеры журналиста и успешно баллотировался в парламент по партийному списку бывшего премьер-министра Юлии Тимошенко. В 2011 году он порвал с Тимошенко и был избран руководителем новой Радикальной партии. Когда-то Ляшко прославился своими предвыборными выступлениями, в которых оскорблял своих собратьев-депутатов за то, что они едят французский, а не украинский сыр.
Как и его соперники на выборах, Ляшко считает, что Украина должна вступить в Европейский Союз и НАТО. Чтобы как-то выделиться из общей стаи, он называет себя украинским антиолигархическим лидером, обещая предоставить кредиты малым и средним предприятиям, и изгнать из украинской политики богатых бизнесменов.
Когда конфликт на Украине усилился, одновременно увеличилось и политическое влияние Ляшко. Он не был видным лидером революции Майдана, но очевидно участвовал в ней. Он также на всю страну раструбил о своей поездке в Крым в начале марта, заявив тогда, что пророссийские «силы самообороны» не давали ему выехать из симферопольского аэропорта.
До того, как заполыхал юго-восток Украины Ляшко, по данным опросов общественного мнения, пользовался поддержкой пяти процентов населения. Но на президентских выборах он пришел третьим, набрав восемь процентов голосов, в то время как Тимошенко получила 13.
Теперь он говорит о том, что использует свой возросший политический вес для укрепления отрядов украинских добровольцев. Ляшко утверждает, что создал два добровольческих батальона — «Шахтер» и «Азов». «Азов» участвовал в тяжелых боях под Мариуполем во время последней активной фазы конфликта. По его собственной версии, Ляшко набирал людей в эти батальоны через Facebook. «Но это не мои частные армии», — заявляет он.
Его политика носит отчетливо популистский характер. Большую часть времени после получения Украиной независимости в 1991 году там властвуют победители первой волны приватизаций 1990-х годов, которые проводились после распада Советского Союза. Одно из центральных требований обеих прозападных революций на Украине — оранжевой в 2004 году и Майдана в нынешнем году — заключалось в том, чтобы положить конец власти денег. И сейчас почти все украинские избиратели выступают с популярным требованием начать борьбу с олигархами. Об этом говорят и левые либералы, и правые националисты. И по этой причине победивший на выборах миллиардер Порошенко становится идеальной мишенью для самозваных реформаторов вроде Ляшко.
В отличие от олигархов, которые из собственных средств финансируют свои избирательные кампании, Ляшко заявляет, что основные средства он получает из небольших пожертвований, которые поступают через Facebook. Ляшко также утверждает, что Порошенко потратил на свою кампанию в 10 раз больше денег, чем он. «Мы получаем маленькие пожертвования от маленьких людей, которые хотят защитить свои интересы, — говорит он. — Людей, которые хотят тратить деньги на будущее».
Другие украинские депутаты недолюбливают Ляшко и высмеивают его. По его словам, это вызвано тем, что он выступает против власти олигархов. «Мое главное требование - это подотчетность в политике, — заявляет он. — Сколько депутатов согласилось бы встретиться с вами здесь, в кафе? Большинство из них просто прячутся по своим кабинетам!».
Своей электоральной базой Ляшко считает мелких предпринимателей и трудолюбивых людей, которые, по его словам, против крупного бизнеса и олигархов. Очевидно, бросать вызов олигархам для Ляшко становится все опаснее.
В августе в коридорах Рады Ляшко вступил в острый спор с независимым депутатом Александром Шевченко, который обвинил Ляшко в том, что он лжет о своих поездках на фронт на восток Украины. После недолгого, но бурного спора гораздо более крупный и крепкий Шевченко попытался уйти. В этот момент Ляшко слегка толкнул его, а Шевченко в ответ развернулся и нанес Ляшко удар по голове. Это был легкий конфуз для человека, не раз пытавшегося подраться в Раде.
По словам Ляшко, перебранка с Шевченко вызвана стремлением последнего отомстить. Ляшко выступает за национализацию нефтегазовой компании «Укрнафта», которая принадлежит владельцу банков, СМИ и месторождений полезных ископаемых олигарху Игорю Коломойскому с востока Украины, пользующемуся большим влиянием и неизменно выступающему на стороне власти. Коломойский якобы является союзником Шевченко, и тот, как утверждает Ляшко, вступил с ним в спор в Раде по приказу Коломойского.
А тучи вокруг Ляшко сгущаются все больше. «Украинские олигархи заказали мое убийство, — говорит он, обвиняя в этом сговоре Коломойского и его сообщника. — А сепаратисты назначили за мою голову награду в миллион долларов».
Пресс-секретарь Коломойского ответил отказом на просьбу взять у него интервью. А вот его заместитель Борис Филатов регулярно ругает Ляшко в Facebook, называя его «воинствующим гомиком» (из-за слухов о частной жизни Ляшко в его бытность журналистом).
«Понятно, что это презренное ничтожество Ляшко ВСЕГДА И СИСТЕМАТИЧЕСКИ лжет обо всем», — написал Филатов на своей страничке в Facebook 7 августа.
Но олигархи - не единственные, кто считает, что заявления Ляшко следует внимательно проверять на соответствие фактам. Бойцы из батальонов Ляшко оспаривают его утверждения о том, что именно он является их создателем. Один из командиров батальона «Азов» говорит, что благодарен Ляшко за помощь в вооружении его людей, однако отмечает, что националистические организации, направлявшие в батальон новобранцев, существовали еще при Януковиче. «Он - просто один из многих, кто нам помогает, — сказал во время интервью с фронта на юго-востоке Украины первый заместитель командира батальона „Азов“ Олег Однороженко. — Он также принимал участие в наших операциях по аресту сепаратистов. Но мы считаем их ... полицейскими операциями».
Эти аресты пророссийских ополченцев — или похищения, как их называют правозащитники — стали важным оружием в политическом арсенале Ляшко. Он даже размещает в интернете их видеозаписи. Одно видео получило особо скандальную известность. Там он допрашивает ослабевшего и связанного человека, одетого только в нижнее белье. На правой руке и ноге у этого человека, который называет себя бывшим министром обороны Донецкой Народной Республики Игорем Какидзяновым, видны раны. Ляшко обвиняет Какидзянова и его товарища в том, что они - предатели своей страны, помогающие оккупантам и занимающиеся терроризмом. «Сколько ты получаешь за убийство людей?» — кричит Ляшко. Какидзянов в ответ произносит что-то неразборчивое, и Ляшко продолжает свой допрос: «Значит, бесплатно этим занимался? Такая была идея? Или какая у тебя идея?»
Какидзянов отвечает, что просто пытался помочь людям выразить свою волю. «Так ты за эту идею стрелял в людей?» — спрашивает Ляшко. Напротив лидера сепаратистов сидит его товарищ со связанными руками, который тихо стонет.
Правозащитные организации, такие, как Amnesty International и Human Rights Watch, осудили эти рекламные видео. Amnesty International хочет, чтобы украинская прокуратура возбудила против Ляшко следственное дело, однако заявляет, что надежд на это мало. Ляшко отвергает обвинения Amnesty International, заявляя, что это козни его противников.
Фиглярство Ляшко не вызывает симпатий у его политических оппонентов, но обеспечивает ему все большую поддержку в обществе. Видимо, в воюющей и переживающей трудности стране суровое отношение к сепаратистам и заявления о том, что олигархи замышляют твое убийство, является успешной избирательной стратегией.
Профессор Киево-Могилянской академии Умланд полагает, что взлет Ляшко - это признак разочарования людей в старых политических партиях, и особенно это относится к проевропейским националистам. «Такая поддержка популиста, которого до недавнего времени высмеивали, является выражением беспомощности и отчаяния, — написал он. — Похоже, что у широко известных и общепризнанных партий нет ответа на вопрос о том, что делать с Россией и с сепаратистами. Поэтому многие хотят видеть новые лица и жесткие подходы».
Но за несколько недель до выборов, которые наверняка дадут ему больше власти и влияния, чем прежде, Ляшко не рассчитывает на славное политическое будущее. «Бог знает, где я буду через год. Может быть, на кладбище, — высокопарно говорит он мне, показав коллекцию текстов троллей из России. — Но я надеюсь, что буду на том же месте, где и сейчас — защищать Украину».