Этот материал не рекомендуется лицам моложе 18 лет.
Эстония первой на постсоветском пространстве юридически признала однополые партнерства – после ожесточенной борьбы активистов и политиков, стремящихся подражать скандинавскому либеральному обществу, с консерваторами, идеологически берущими пример с Москвы.
Парламентарии проголосовали за законопроект, который даст с 2016 года однополым парам те же права, что и разнополым, 40 голосами против 38. Разрыв был крайне невелик, что отражает раскол в обществе.
«Это дает целой группе людей понять, что государство ценит их не меньше, чем всех прочих, – заявила The Independent Лизетте Кампус (Lisette Kampus), официальный представитель организации SEKU, защищающей права сексуальных меньшинств. – Вы не лучше и не хуже других – вы такие же эстонцы, и мы ценим вас и ваши семьи».
С точки зрения сторонников законопроекта, он должен послужить очередным шагом к либеральному обществу равных возможностей. За два десятилетия Эстония превратилась из советской республики в члена НАТО, Европейского cоюза и еврозоны – и проявляет в связи с этим большой энтузиазм.
«Общество очень быстро меняется, – утверждает Кампус. – Психологически, мы хотим принадлежать к Скандинавии, и разделяем с ней общие либеральные ценности. Уровень гомофобии – один из показателей, по которым можно судить о толерантности и открытости общества».
Многие также видят в этом законопроекте выпад в адрес Москвы и президента Владимира Путина, который движется в противоположном направлении. В прошлом году он подписал скандально известный закон о запрете «пропаганды гомосексуализма», который, по мнению активистов, фактически криминализирует публичную поддержку прав сексуальных меньшинств.
«Пример тысяч людей, выступивших в поддержку равенства и прав человека, вдохновляет не только Эстонию, но и другие народы и страны региона», – говорит директор Эстонского центра по правам человека Кари Каспер (Kari Kasper).
Однако если эстонская молодежь вдохновляется западным примером, то многие представители старшего поколения и русскоязычного сообщества, на долю которого приходится примерно четверть населения Эстонии, составляющего 1,3 миллиона человек, чувствуют, что страна игнорирует их, стремясь строить новое общество.
Опрос, проведенный эстонской телерадиовещательной компанией ERR, выявил, что 58% населения были настроены против законопроекта. Больше всего его противников было среди старших поколений и в русскоязычном сообществе, которое в целом более религиозно. Консервативные организации также провели в столице демонстрации.
Защитники прав геев отмечают сходство между материалами, которые распространяют их оппоненты, и российской риторикой.
Глава фонда «В защиту семьи и традиций» Варро Вооглайд (Varro Vooglaid), один из самых ярых борцов с законопроектом, отрицает, что его организация финансируется Москвой или американскими евангелическими структурами. При этом позицию Кремля он поддерживает.
«Я против криминализации частной жизни», - заявил он The Independent.
«Но, с другой стороны, я за защиту идеалов семьи и брака и за то, чтобы не позволять гомосексуальному лобби вести пропаганду в обществе, особенно среди детей»
Как бы то ни было, противники законопроекта не сумели переубедить законодателей, и президент Тоомас Хендрик Ильвес (Toomas Hendrik Ilves) быстро подписал принятый ими документ, заслужив поздравления от зарубежных сторонников.