В условиях войны санкций между Россией и Западом стал очень популярен тезис о том, что «швейцарские производители продуктов питания, в частности сыроделы, только выиграют от введенного Российской Федерацией запрета на импорт ряда категорий продовольственных товаров из стран ЕС и из США, и завалят нас своим сыром и творогом». Так ли это, и что сейчас реально происходит в России на прилавках магазинов?
Пока реализация санкций не слишком повлияла на ассортимент товаров на прилавках российских магазинов, хотя кое-где полки и могут внезапно поразить покупателя уже слегка подзабытой зияющей пустотой. Магазины пока еще живут на старых поставках, контракты на которые были заключены в досанкционное время. При этом не будем поддаваться иллюзиям — тревожные сигналы уже раздаются.
Например, уже практически нереально купить некоторые виды сыров из стран Евросоюза. Что же касается швейцарских товаров, то их присутствие действительно заметно усилилось, правда, пока только в элитных магазинах, да и то, прежде всего, за счет того, что несколько уменьшилось присутствие других импортных деликатесов.
Обнаружились и менее традиционные для рынка сельхозтовары из Швейцарии, такие, как помидоры сорта «черри». Что касается конкретно сыра, то швейцарские поставщики этого продукта заметно активизируют свою деятельность. Теоретически возможности расширения контактов здесь очень большие, что подтверждает нам и российская Федеральная таможенная служба (ФТС) России.
«Согласно Указу Президента России № 560 и приказу ФТС России от 07 августа 2014 года № 1496 запрет на ввоз продовольствия распространяется на США, ЕС, Канаду, Австралию, Норвегию. Швейцария не входит в ЕС, и продукты можно импортировать в Россию абсолютно свободно. Это огромная возможность для бизнеса», — указывает начальник отдела протокола Управления таможенного сотрудничества ФТС России Денис Нефедов.
По информации швейцарской газеты «Neue Zürcher Zeitung», российское торговое представительство в Берне еще в августе зафиксировало резкое повышение спроса со стороны российских импортеров на швейцарский сыр. И к сентябрю этот интерес усугубился, и это логично, так как Швейцария не является членом Евросоюза, а потому под санкции не попала.
Швейцарский бизнес, конечно же, был бы не прочь воспользоваться ситуацией, о чем, например, агентству «Bloomberg» заявил директор организации «Swiss Cheese Marketing» Дэвид Эшер (David Asher). По его словам, трудно оставаться равнодушным к факту появления нового рынка, объем спроса на котором потенциально неограничен. Вопрос однако в том, смогут ли швейцарские производители реализовать все открывшиеся для них возможности? Здесь нужно учитывать несколько факторов.
Сыр «Дружба» за 26 копеек
Первый фактор — в России нет привычки употреблять сыр в качестве отдельного продукта. Сыр используется скорее в виде дополнительного ингредиента к блюдам, поэтому потребляется в России сыр в значительно меньших количествах, чем в Европе.
Второй фактор — россияне в среднем имеют скромные доходы, а значит, они отдают предпочтение бюджетным видам сыра, например, плавленому. Не случайно, что на такие «сыры» приходится более 40% российского производства. У производителей же плавленый сыр популярен потому, что он требует меньших затрат из-за возможности использовать более дешевые виды сырья. Да и хранится он почти неограниченное время, имея цену в районе 200 рублей за килограмм или около 5 франков.
На твердые качественные сыры в России приходится чуть больше трети рынка, тогда как мягкие сорта российскими производителями практически вообще игнорируются. На их долю приходится чуть более 6% рынка. Импортеры, конечно же, стремятся замещать сорта и типы товаров, которыми не слишком увлекаются отечественные производители. Но и тут твердый сыр, столь ценимый в Швейцарии, занимает не первую строчку в рейтинге предпочтений россиян.
Самые большие поставки (около 40%) приходится на полутвердые сорта, причем и здесь акцент делается не на самых дорогих и качественных видах — средняя цена импортируемого в Россию сыра составляет около 250 рублей или около 6 франков за килограмм. Именно поэтому львиная доля рынка, почти 90% и более, приходится на бюджетную продукцию из Литвы и Белоруссии. Дорогие же сорта из США, Испании, Швейцарии и Франции занять эти доли рынка просто не смогут.
Да и цена его высока. В элитных магазинах Москвы швейцарский сыр стоит от 1600 рублей за кг, а это примерно 40 франков, что равно или даже превышает по отдельным сортам розничные цены в самых обычных, не элитных, магазинах Берна или Цюриха. «В сложившейся ситуации Швейцария, не попавшая под санкции, с легкостью может занять нишу элитных сыров. Но на них приходятся не более 3% рынка», — указывает председатель правления российского «Национального союза производителей молока» Андрей Даниленко.
Что же касается массового спроса, то здесь, по его мнению, реальные надежды следует возлагать только на местных производителей. «Если государство окажет обещанную поддержку молочной отрасли и выделит дополнительные субсидии производителям, то дефицит сырья на рынке пойдет на спад, и можно будет рассчитывать на то, что российские сыроделы самостоятельно заполнят рынок», — уверен А. Даниленко.
Еще один немаловажный нюанс: время, на которое затянутся санкции. «Для производства многих видов сыров, таких, как камамбер и бри, нужны отдельные мощности, которые нет смысла строить, если санкции продлятся год или меньше. Наращиваться их производство будет только в случае, если санкции будут продлены, а проблема с сырьем — решена», — подчеркивает А. Даниленко.
Неожиданное увеличение спроса
Со своей стороны швейцарские сыровары просто не ожидали такого увеличения спроса на свою продукцию. Следует учитывать, что швейцарский сыр и другая сельхозпродукция поставляется во многие страны мира. Россия при этом далеко не приоритетный торговый партнер для Конфедерации. Основными партнерами являются страны ЕС — на них приходятся свыше ¾ экспорта и импорта.
Для сравнения, мировой экспорт сыра и творога из Швейцарии в первом полугодии 2013 года составил более 500 млрд швейцарских франков, в первом квартале 2014 года — 271 млрд. Такие данные предоставило порталу swissinfo. ch посольство Швейцарии в Москве. При этом в Россию в первом полугодии 2014 года было поставлено всех товаров на только на 1,28 млрд франков. Отсюда ясно, что швейцарские производители не оставят своих традиционных партнеров для того, чтобы переключиться на российский рынок и поспешить заполнить там образовавшуюся пустоту.
«Экспорт сыра из Швейцарии в Россию может увеличиться, но только в среднесрочной или даже долгосрочной перспективе», — полагает глава отдела экономики и финансов посольства Швейцарии в России Тадцио Шиллинг (Tadzio Schilling). Он объясняет это и тем, что бюрократическая процедура выхода новых экспортеров на рынок требует достаточно длительного времени. «Экспортер, желающий выйти на российский рынок, должен сначала пройти проверку в кантональных органах власти», — рассказывает Т. Шиллинг.
«Если результаты проверки удовлетворительны, то тогда швейцарское „Федеральное ведомство по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и делам ветеринарии“ (Bundesamt für Lebensmittelsicherheit und Veterinärwesen —BLV) подает заявку в российский Россельхознадзор». И ускорить эту процедуру, по словам эксперта, невозможно. Так что в целом швейцарский сыр, несмотря на свою известность, не предназначен в России для массового потребителя. Он, скорее всего, так и останется неким виртуальным символом-клише, наряду с горами и банками, нежели реальным продуктом повседневного спроса.