Москва — В связи с тем, что конфликт между Россией и Западом достиг точки наибольшей напряженности со времен холодной войны, инвесторы покидают ее, уровень инфляции растет, а российская вестернизированная деловая элита заявляет о том, что стране необходимо избежать тех ошибок в управлении экономикой, которые привели к распаду Советского Союза.
Западные санкции лишили финансирования ряд крупнейших российских компаний и отрезали доступ к ключевым технологиям, в которых нуждается энергетический сектор России. Однако пока остается неясным, сможет ли нарастающее экономическое давление, начавшееся после мартовской аннексии украинского Крымского полуострова, смягчить политику Путина в отношении Украины и других бывших советских республик. Рейтинг одобрения Путина до сих пор остается чрезвычайно высоким, а простые россияне заявляют, что они готовы пойти на жертвы в борьбе с Западом.
Россия быстро приближается к экономической стагнации, и, по мнению многих аналитиков, в 2014 году уровень экономического роста России будет весьма незначительным, а рецессия может начаться уже в последнем квартале года. Цены на нефть, которая является основным источником доходов для России, снижаются. Только за последние шесть месяцев инвесторы вывели из России почти 75 миллиардов долларов, что делает возобновление экономического роста в ближайшем будущем крайне маловероятным.
Плохие новости поступают ежедневно. С начала года рубль упал больше чем на 20%, а на этой неделе он поставил новый антирекорд. В этом месяце российский Центробанк потратил как минимум 3 миллиарда долларов, чтобы замедлить падение рубля, воспользовавшись средствами из валютных резервов страны.
Опасения российской деловой элиты усилились после того, как в середине сентября под домашний арест был взят Владимир Евтушенков, которого обвинили в отмывании денег. Его знакомые говорят, что его задержание — это сигнал о том, что одна из центральных установок путинской эпохи канула в лету: речь идет об убежденности, что корпоративные титаны смогут свободно зарабатывать деньги до тех пор, пока они не вмешиваются в политику. Евтушенков выполнял это условие, однако он оказался в опале - вероятнее всего, из-за отказа уступить свою долю в прибыльной нефтяной компании «Башнефть». Даже министр экономики России сказал, что арест Евтушенкова нанесет серьезный удар по деловому климату в его стране.
В настоящее время все чаще стали звучать опасения в связи с будущим России, а также предупреждения о том, что политическая стабильность страны в будущем зависит от ее экономических успехов.
Советский Союз распался из-за «потрясающей некомпетентности советского руководства. Они не уважали законов развития экономики», — сказал глава «Сбербанка» Герман Греф на экономической конференции, которая состоялась на прошлой неделе в Москве и на которой также выступил Путин. «Сбербанк», крупнейший российский банк, также стал мишенью для западных санкций.
«Нам очень важно извлекать уроки из собственной истории, — добавил он. — Нам нельзя допустить повторения той же самой ситуации».
Путин постарался несколько сгладить эти опасения и тревогу, однако он уже начал вычеркивать пункты из списка своих обещаний, которые он дал, вступив на пост президента в 2012 году.
«Мы стремимся и будем стремиться к тому, чтобы Россия развивалась как открытая рыночная экономика. Такой стратегический курс остается неизменным», — сказал Путин на той же конференции.
Однако Путин оставил без ответа вопрос о том, планирует ли государство захватить контроль над ключевыми российскими компаниями, многие из которых были приватизированы в постсоветские 1990-е годы посредством весьма непрозрачных схем, пронизанных коррупцией. Путин неоднократно критиковал нестабильность и коррупцию 1990-х годов, однако в большинстве случаев он не трогал приватизированные компании, если их руководители не вмешивались в политику.
Путин отметил, что крупномасштабного пересмотра итогов приватизации не будет, оставив без ответа вопрос о том, возможен ли такой пересмотр в более умеренных масштабах.
Некоторые агрессивно настроенные советники Путина по вопросам безопасности — группа его друзей, с которыми он когда-то начинал работать в КГБ и в Санкт-Петербурге — говорили о необходимости сделать Россию мобилизационной экономикой, чтобы накопить ресурсы, необходимые для конфронтации с Западом.
Именно этого и опасаются некоторые российские бизнесмены, наблюдая за развитием ситуации с Евтушенковым, который занял 15-е место в списке богатейших российских миллиардеров по версии Forbes. Евтушенков оказался самым богатым россиянином, ставшим жертвой правительства с 2003 года, когда был арестован Михаил Ходорковский, глава нефтяной компании «ЮКОС», чьи активы позже перешли к приближенным Путина. Однако в те времена Ходорковский финансировал политическую оппозицию. Евтушенков упорно избегал политики, но его холдинг «Система» владел долей в «Башнефти», региональной нефтяной компании, на которую нацелились государственные предприятия.
Ряд влиятельных российских магнатов открыто осудили арест Евтушенкова.
Даже члены кабинета министров выразили осторожную критику в связи с его задержанием, что стало довольно редким примером публичной демонстрации недовольства в российской политической системе.
«Я всегда был противником любых конспирологических теорий, но заработать на этом можно было очень много», — сказал министр экономики России Алексей Улюкаев после ареста Евтушенкова, как передает агентство «Интерфакс». Этот домашний арест «добивает наш и без того не очень хороший инвестиционный климат», — добавил он.
Этот арест напугал российскую деловую элиту, которая считает, что, если жертвой стал Евтушенков, никто не может чувствовать себя в безопасности.
«Во многих отношениях это дело оказалось гораздо более болезненным, чем дело «ЮКОСа», потому что тогда можно было сказать, что Ходорковский занимался тем, чем ему заниматься не следовало, — сказал один эксперт в области экономики, пожелавший остаться неизвестным. — Но Евтушенков все делал правильно».
По мнению некоторых аналитиков, новая экономическая реальность, возможно, заставит Путина смягчить свои позиции в отношении Украины, которая является ключевым движущим фактором расширения конфликта с Западом. Часть средств российских пенсионных фондов уже была передана государству, чтобы оно могло поддержать крупнейшие компании страны.
«Риторика Путина становится более мягкой, гораздо более мягкой, чем еще три-четыре месяца назад, — отмечает Владимир Рыжков, политический аналитик и бывший оппозиционный депутат. — Сейчас все внимание сконцентрировано на экономике России. Масштаб экономических проблем растет очень быстро».
Однако, по мнению других экспертов, Россия попросту вступит в период болезненного состояния экономики, и это будет довольно неприятно, но при этом не приведет ни к каким фундаментальным переменам в базовом финансовом планировании.
«Не существует сценария на случай катастрофы, которая может произойти в ближайшие пару лет», — сказал Сергей Гуриев, экономист из Парижского института политических исследований, который покинул Москву в прошлом году, опасаясь преследований со стороны властей. По его словам, Россия надолго лишилась своей привлекательности в глазах иностранных инвесторов.
«Инвесторы поняли, что для г-на Путина экономический рост не является приоритетом, — сказал он. — Если бы ему пришлось выбирать между ростом и Крымом, он выбрал бы Крым».