9 октября четыре ведущих немецких института экономических исследований (Ifo, DIW, RWI и IWH) снизили прогноз по росту экономики ФРГ. Согласно деловому изданию Handelsblatt, речь идет о резком снижении темпов роста в 2014 и 2015 годах, причем во втором и третьем квартале этого года можно говорить о начале технической рецессии. Особо отмечается падение промышленных заказов на 5,7% и промышленной продукции — на 4%. По мнению институтов, самое неприятное заключается в том, что замедление роста в Германии, носит не временный, а долгосрочный характер. Означает ли это, что немецкий «экономический локомотив» выдохся?
Тема замедления экономического роста в Германии, крупнейшей экономике еврозоны, стала одной из основных на прошедшем в Вашингтоне совещании министров финансов и глав центробанков стран Запада, она же будет в центре дискуссий на встрече «большой двадцатки» в Австралии. По сути, речь идет о серьезных экономических проблемах во всей еврозоне, где Германия традиционно играла роль мотора. Погружение в рецессию как Германии, так и еврозоны в целом, вызывает тревогу у политиков и экономистов. При этом наряду с внутренними причинами замедления называются и внешние факторы. Так, министр финансов Франции Мишель Сапен заявил, что замедление экономического роста в Германии связано в том числе со значительной зависимостью немецкой экономики от России и Украины. В условиях конфликта на Юго-Востоке Украины и введения антироссийских санкций ЕС немецкий экспорт в эти две страны рухнул. Как уже неоднократно повторяли представители немецкой индустрии, в результате антироссийских санкций под непосредственной угрозой оказался ряд отраслей промышленности ФРГ. Так, в первом полугодии на фоне украинского кризиса экспорт немецкого машиностроения в Россию упал на 40%. Россия — важный партнер для экспортоориентированной немецкой экономики: двусторонний товарооборот составлял до введения санкций 76 миллиардов евро в год, а на российском направлении работает свыше 6 тысяч фирм из Германии. Добавили также проблем немецкой экономике кризис на Ближнем Востоке и рецессия на южном фланге еврозоны.
В качестве внутренней причины эксперты все чаще называют политику жесткой бюджетной экономии, которую навязывает всем странам еврозоны Германия и ее чрезвычайно ортодоксальный министр финансов Вольфганг Шойбле. Все чаще раздаются призывы смягчить требования к бюджетному дефициту, который, согласно нормам ЕС, навязанным Германией, не должен превышать 3%. По мнению ведущих экономистов, главный импульс экономическому росту в еврозоне должны дать широкомасштабные инвестиции, но откуда взять такие гигантские денежные средства? Ведь ЕЦБ в отличие от американской ФРС не обладает такими возможностями печатания денег. На этот вопрос, по мнению специалистов, пока нет ответа.
Экономисты продолжают изучать причины столь резкого замедления экономического роста в Германии и приходят к выводу, что это — закономерное явление. Экономический рост Германии в последние годы держался почти исключительно на знаменитом немецком экспорте. Однако внутренние моторы роста заглохли достаточно давно. Снижалось потребление домохозяйств, в результате либеральных реформ Шредера были заморожены зарплаты и введена почасовая работа. Как федеральное государство, так и земли, города и коммуны сократили инвестиции, соблюдая любой ценой бюджетный баланс. Предприятия продолжали инвестировать, но в последние два года инвестиции шли не на увеличение производственных мощностей, а на рост производительности — за счет сокращения рабочей силы и, соответственно, внутреннего потребления. Кроме того, инвестиции уходили за рубеж, в частности, в США.
Таким образом, Германия подсела на «экспортную иглу» и эта зависимость привела к тому, что происходящие изменения в мировой конъюнктуре, в том числе в развивающихся экономиках, России и Украине, поставили под вопрос хрупкий экономический баланс. Обратить вспять этот процесс в течение короткого времени невозможно, следовательно, экономические проблемы Германии будут нарастать. В свою очередь, это будет иметь драматические последствия для еврозоны, где Германия является крупнейшим рынком. Сокращение роста на один процент в Германии означает минус полпроцента для еврозоны, в первую очередь для ближайших торговых партнеров, таких, как Франция. В свою очередь, снижение роста в соседних государствах негативно отражается на немецком экспорте, что создает порочный круг. В этой связи президент Франции Франсуа Олланд призвал отказаться от режима жесткой экономии и сделать все для стимулирования экономического роста. Эту точку зрения поддерживают итальянский премьер Маттео Ренци и глава МВФ Кристин Лагард.
Обнародованная негативная статистика немецких конъюнктурных институтов — удар по репутации правительства Ангелы Меркель и по основным принципам жесткой экономии, которых придерживается Германия. Однако и здесь резкого изменения политики ожидать не приходится, поскольку немецкий менталитет и экономическая культура не допускают чрезмерного заимствования и накопления долгов, немцы с ужасом вспоминают разгул инфляции в начале 20-х годов. Вместе с тем, если нынешний кризис продолжится (а он наверняка продолжится), немецкие политики будут вынуждены менять экономическую стратегию. Социал-демократическая партия Германия, партнер по правящей коалиции, уже настаивает на значительном увеличении госинвестиций. Это объясняется и тем, что основная инфраструктура Германии (дороги, порты, мосты и т.д.) серьезно недоинвестирована, и на это уже давно обращают внимание экономисты. По мнению экспертов СДПГ, Германия должна инвестировать 80 миллиардов евро в год, чтобы преодолеть инфраструктурное отставание по отношению к другим странам Западной Европы. Однако Ангела Меркель не торопится обсуждать тему дополнительных инвестиций, она утверждает, что бюджеты на 2015 и 2016 годы будут в любом случае сбалансированы. Меркель все еще надеется на рост экспорта, в частности, в Китай. Между тем, признаки замедления роста появились и в самом Китае.
Тем временем ведущие немецкие экономисты и исследовательские институты изменили традиционный подход к режиму экономии и пришли к выводу, что фетишизация сбалансированного бюджета в нынешней ситуации неуместна. Бюджет — не самоцель, необходимо направлять инвестиции в развитие, констатирует Германский институт экономических исследований — DIW. Правящая коалиция, и прежде всего консервативный блок ХДС/ХСС эту идею категорически отвергают. По мнению министра финансов Вольфганга Шойбле, бездефицитный бюджет является непререкаемым идеологическим постулатом для правящей коалиции. По его словам, стимулирование потребительского спроса и наращивание госрасходов не дадут желаемых результатов и подорвут доверие инвесторов. Однако, напоминают экономисты, «священных коров» в экономике нет. По прогнозам Deutsche Bank, если рецессия в еврозоне продолжится, это неизбежно приведет к падению курса евро, который может опуститься ниже отметки в один доллар уже в 2017 году. И тогда проблема немецкого экспорта будет решена сама собой: товары made in Germany будут стоить дешевле.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции ИноСМИ.