Начавшееся еще в июне падение цен на нефть вызывает зубовный скрежет в Москве. Дело в том, что на экспорт углеводородов приходится более половины налоговых поступлений в государственный бюджет. Россия и сама внесла вклад в снижение котировок черного золота, установив в сентябре новый рекорд добычи за весь постсоветский период: 10,61 миллиона баррелей в день. Как бы то ни было, после падения нефти марки Brent до отметки в 89 долларов баланс российского бюджета оказался под угрозой (он выстраивался из расчета цены в 89 долларов), а российская валюта покатилась вниз. Вторичным последствием стала утечка капиталов, которая по прогнозам Центрального банка России составит 100 миллиардов долларов за 2014 год. Нежелание вкладывать деньги в Россию связано с ухудшением делового и политического климата, однако падение цен на нефть лишь обострило и так существовавшее явление. Все эти факторы еще больше затормозят российскую экономику, чей рост с начала года едва может сдвинуться с мертвой точки: по прогнозам, он не превысит 0,5%, что является худшим показателем с 2009 года.
Рубль безостановочно падает на протяжении пяти недель. Все это стало результатом снижения цен на нефть и введенных против России финансовых санкций, которые лишили крупные российские компании и банки доступа к западным кредитам. Российская валюта потеряла 7% за месяц и в общей сложности почти 20% с января этого года.
Для поддержания курса рубля ЦБ потратил за год не менее 55 миллиардов долларов, однако так и не смог остановить тенденцию. Сегодня его резервы составляют 454 миллиарда долларов (речь идет о корзине из 45% долларов, 45% евро и 10% драгоценных металлов). В принципе, с января 2015 года ЦБ намеревается пустить рубль в «свободное плавание», то есть отказаться от поддержания валюты в границах «коридора» по отношению к доллару и евро. Все вмешательства будут ограничены поддержкой стабильности финансовой системы. Подобная перспектива увеличивает нервозность вокруг рубля. Часть специалистов предрекают резкое ослабление российской валюты с первого дня «свободного плавания».
Часть рынка ждет, что ЦБ увеличит на 0,5% ставку рефинансирования, чтобы тем самым снизить нагрузку на рубль, хотя этого будет явно недостаточно, чтобы удовлетворить жажду иностранной валюты. До конца года российским компаниям нужно будет выплатить иностранным кредиторам 47 миллиардов долларов. Из-за санкций помочь лишенным доступа к финансированию частным компаниям может только ЦБ. Министр финансов Антон Силуанов даже дал несколько рекомендаций теоретически независимому ЦБ: «Мы считаем, что это правильно в нынешних условиях, когда цены на нефть падают, когда происходит значительный отток капитала. В нынешних условиях нужно дать больше гибкости курса, чтобы ЦБ не израсходовал быстро свои золотовалютные резервы». Министр выразил надежду, что «будет найдено новое равновесие», которое, по его оценкам, «где-то близко от тех курсов, которые сегодня сформировались», то есть 40,2 рубля за доллар и 51 рубля за евро. С точки зрения министра, главное сейчас в том, чтобы курс рубля стал предсказуемым. Помимо существенных валютных резервов в распоряжении Центрального банка Россия может похвастаться еще двумя важными показателями: положительным сальдо внешней торговли и низкой задолженностью государства.
Как бы то ни было, все это — слабое утешение для россиян, которым приходится иметь дело с существенным повышением цен (+10%) с января - при том, что 43% потребительских товаров привозятся из-за границы. 30% населения страны работают в государственном секторе (полицейские, военные, чиновники, медики, учителя...). Они сталкиваются с сокращением или заморозкой зарплат на фоне заметного роста инфляции. Это наносит серьезный удар по покупательной способности. И это еще не самое страшное: с начала года еще 300 000 россиян оказались за чертой бедности, где сейчас в общей сложности находятся 20 миллионов человек.