Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Китайский приграничный город демонстрирует развивающиеся связи с Россией — а также старые противоречия

Маньчжурия быстро развивается, в то время как Китай поглощает российское сырье и экспортирует свои потребительские товары. Однако взаимное недоверие сохраняется

© East News / Xinhua News Agency / eyevineМатрешки на площади в Маньчжурии
Матрешки на площади в Маньчжурии
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Российско-китайские связи превратили эту маленькую железнодорожную станцию во Внутренней Монголии в процветающий торговый центр. Сегодня город надеется на новые выгоды от более масштабных действий по развитию двусторонних связей. В понедельник на переговорах в Москве китайский премьер Ли Кэцян подписал со своим российским коллегой Дмитрием Медведевым 38 соглашений.

У подножия гигантской матрешки высотой в пять этажей висит надпись на кириллице — «PECTOPAH». Но лицо у русской куклы явно азиатское, и приветствие бегущей строкой на экране написано китайскими иероглифами.

Уютно примостившись прямо на 4000-километровой границе с Россией, китайский город Маньчжурия приобрел внешний вид своего северного соседа. В городе сияют золоченые маковки церквей, а здания украшены белой глазурью завитушек. Покупатели расплачиваются за шубы рублями и на обед едят борщ и лососину.

Наташа Масалова ехала два с половиной дня, добираясь сюда из Сибири. «Но здесь почти все, как в России, очень похоже», — говорит она. Разница - в ассортименте товаров и в ценах на них. Она со своей подругой провела здесь всего полтора дня из трех, но уже потратила все деньги на подарки для себя и на детскую одежду, которую женщина намеревается перепродать у себя дома.

Российско-китайские связи превратили эту маленькую железнодорожную станцию во Внутренней Монголии в процветающий торговый центр. Сегодня город надеется на новые выгоды от более масштабных действий по развитию двусторонних связей. В понедельник на переговорах в Москве китайский премьер Ли Кэцян (Li Keqiang) подписал со своим российским коллегой Дмитрием Медведевым 38 соглашений в сфере торговли, энергетики и финансов, в том числе, договор об обмене валютой на 150 миллиардов юаней (15 миллиардов фунтов стерлингов). Во вторник он должен встретиться с президентом Путиным.

Грузовой поезд пересекает границу России с Китаем в городе Маньчжурия


Украинский кризис придал новый импульс усилиям по налаживанию более тесных отношений, поскольку России угрожают западные санкции, а Китай стремится поднять экономику своих северо-восточных провинций и самоутвердиться на международной арене. Вопрос в том, можно ли трансформировать общие экономические интересы и политический расчет в углубленное стратегическое партнерство.

В мае две страны подписали соглашение о поставках природного газа сроком на 30 лет на общую сумму примерно 400 миллиардов долларов, сделав это после десяти лет переговоров.

Говорит приглашенный профессор Линда Джекобсон (Linda Jakobson), работающая в центре американских исследований Сиднейского университета: «Мне кажется, подписание этой сделки является свидетельством признания двух стран в том, что они нуждаются друг в друге. Я думаю, в ближайшее время мы увидим новые примеры такого тесного сотрудничества».

Однако, говоря о долгосрочной перспективе, Джекобсон и другие аналитики указывают на такие проблемы, как давнее недоверие и отличающиеся приоритеты. «Мне кажется, это сближение между государствами - очень поверхностное».

В прошлом месяце две страны договорились о совместном расширении российского порта Зарубино, находящегося в 18 километрах от китайской границы. Развитие получит даже экспорт овощей, поскольку Россия сроком на один год ввела запрет на ввоз сельскохозяйственной продукции из большинства стран Запада в ответ на их санкции.

По сообщению People’s Daily, объем двусторонней торговли в 2013 году достиг 89 миллиардов долларов. Газета отмечает, что в планах у двух стран довести этот объем до 100 миллиардов долларов к 2015 году и до 200 миллиардов долларов к 2020-му. В первой половине 2014 года товарооборот вырос на 3,3% в годовом исчислении.

В прошлом году Россия экспортировала через Маньчжурию 10 миллионов кубометров древесины, что говорит о китайском дефиците природных ресурсов. Китай, в свою очередь, продает в Россию зерно, текстильные изделия и прочие товары. Покупатели в Маньчжурии подсчитывают совершенные покупки: одна женщина купила целый зимний гардероб для своей семьи: по две пары обуви для четверых сыновей плюс стиральную машину, телевизор и прочие предметы домашнего обихода.

А город стремится привлечь еще больше гостей. Есть планы по расширению железнодорожных перевозок из промышленных районов на юге Китая в Польшу через Маньчжурию. Кроме того, там создается зона свободной торговли на три миллиарда юаней. Это позволит россиянам приезжать в Китай без виз и оставаться там до месяца. В прошлом году границу здесь пересекли 256 000 человек; это прирост в 14% по сравнению с предыдущим годом.

Однако владельцы маньчжурских магазинов жалуются на заметное уменьшение числа покупателей в этом году, объясняя это состоянием российской экономики. Между тем, спад на китайском рынке недвижимости может нанести удар по закупкам древесины. Но надежды здесь угасали и прежде: в период с 1999 по 2008 годы объем двусторонней торговли увеличивался примерно на 30% в год, дойдя до максимума в 57 миллиардов долларов, а потом наступил финансовый кризис и произошел резкий спад. И несмотря на весь политический шум, китайские банки и инвесторы не торопятся предоставлять России финансовые средства, на что она очень надеялась.

Если русские приезжают в Маньчжурию за покупками, то большинство китайских туристов ездят туда, чтобы посмотреть на своего соседа. Иногда они пересекают границу; но чаще всего туристы просто глазеют на Россию через «государственные ворота» на пограничном переходе и фотографируются на площади Матрешек, где стоит более 200 русских кукол.

Чзан Учжоу (Zhang Wuzhou) приехал сюда из Пекина, но он хорошо знает город. Он ездил через него, когда в начале 90-х жил в Москве. В тот период связи между двумя странами начали возрождаться.

Площадь Матрешек в городе Маньчжурия


«Были у нас и хорошие времена, и плохие», — говорит этот 74-летний пенсионер, помнящий годы, когда Советский Союз помогал Китаю восстанавливать разрушенную экономику, а также наступивший в 1960 году раскол.

«Сейчас из-за украинского кризиса и из-за санкций западных стран Россия все больше сближается с Китаем ... Это самое лучшее время для российско-китайских отношений», — говорит он.

Преподаватель с факультета международных исследований Ляонинского университета Ли Цзячэн (Li Jiacheng) отмечает, что каждая из двух стран получает от этих взаимоотношений то, что ей нужно: «Россия обращается на восток и при помощи Китая пытается прорваться через санкции Запада, а Китаю нужна помощь России для создания противовеса американской стратегической перебалансировке [в Азиатско-Тихоокеанском регионе]».

Китай осудил санкции против России, и обе страны часто голосуют заодно в Совете Безопасности ООН — либо одна из них воздерживается, дабы не выступать открыто против другой.

Тем не менее, в этих отношениях сохраняется глубокая обеспокоенность.

«В основном это приходит как тень прошлого, — говорит Ли. — В истории российско-китайских отношений есть множество неприятных эпизодов».

Так, Россия стала одной из иностранных держав, участвовавших во второй половине 19-го века в расчленении Китая. «Кроме того, две соседние страны, являясь великими державами, наверняка втайне беспокоятся по поводу силы и влияния друг на друга», — рассказывает Ли.

Дальний Восток занимает около трети территории России, однако там живет всего шесть миллионов человек. А в трех соседних китайских провинциях проживает 110 миллионов.

Ли Син (Li Xing), являющийся экспертом по России и работающий в Пекинском педагогическом университете, считает, что между великими державами вообще не может быть полного взаимного доверия. Но это отнюдь не свидетельствует о наличии фундаментальных проблем, говорит он. «Это нормально, когда в двусторонних отношениях существуют разные интересы».

Джекобсон же полагает, что проблемы здесь - намного глубже. Хотя оба государства являются авторитарными, ценности у них неодинаковые. Кроме того, Китаю могут не нравиться Япония и США, однако он с уважением относится к их достижениям.

«Очень многие китайские аналитики, когда я их спрашиваю, отвечают вопросом на вопрос: „Чему мы можем научиться у России?“» — говорит она.

Статья подготовлена при участии Люйна Линь (Luna Lin).