Нет сомнений, что Путин раз в какой-то период совершает шаг для проверки: как далеко он может зайти в произволе, нарушении международного права, в уничтожении принципов демократического общества, не навлекая на свою голову новых проблем. Небольшие проблемы перенести он готов, но верит, что выйдет из них без ущерба. Некоторые из этих шагов кажутся невероятными при нормальных правилах игры, однако они усилили позицию современного царя России, которого для успокоения мировой общественности официально называют президентом.
После бесцеремонного и циничного присоединения Крыма к России (этот акт все реже называют аннексией важного украинского региона), после попыток разграбить Восточную Украину, где находятся месторождения природных богатств, Европа, а вслед за ней и весь мир практически молчали. Введенные санкции не произвели предполагаемого эффекта, одни якобы пострадавшие жертвы не обращают на них внимания, а другие смеются.
Сейчас Путин сулит новое покушение на демократические принципы: ликвидацию российского «Мемориала», общества, которое объединяет выдающихся историков, ставящих целью своей жизни тщательный сбор доказательств сталинских преступлений, совершенных как против российского, так и против многих других народов, в том числе польского. Они чрезвычайно успешно занимаются этим уже 25 лет, со времен последних лет коммунизма. «Мемориал» был единственным российским союзником польских катынских семей, требующих Страсбургский суд назвать катынское преступление геноцидом.
Я все время размышляю, какое оружие может быть эффективно против Путина, и все больше уверяюсь в том, что это бойкот всем западным миром футбольного чемпионата, который через четыре года должен состояться в России: отказ от участия в нем уже на уровне отборочной фазы. Инициатором такой общемировой акции должна стать Польша. Возможно, к бойкоту присоединятся некоторые страны Африки и Латинской Америки.
Я бы не волновался по поводу санкций, которыми наверняка пригрозит Зепп Блаттер (Joseph Blatter) сразу же после объявления о бойкоте. Если к акции подключатся полтора десятка федераций, Блаттеру придется капитулировать и либо отобрать у России право организации чемпионата, либо согласиться на пародию под путинским флагом. В число почетных гостей, открывающих турнир, помимо Путина и Блаттера, вошел бы, пожалуй, только Жерар Депардье (Gerard Depardieu).