Для ополченцев важно, чтобы они могли хранить свое оружие дома, и чтобы отряды могли быстро собраться, когда нужно будет противостоять агрессору.
Это главные выводы, которые были акцентированы во время инициированной обществом «Tēvijas sargi» («Стражи отечества») дискуссии «Способно ли Zemessardze (ополчение) противостоять агрессии врага». В мероприятии приняли участие представители Министерства обороны и командир ополчения Леонид Калниньш.
Возможное соотношение сил образно охарактеризовал ополченец Юрис Киплокс, указав, что в случае агрессии Давид (Национальные вооруженные силы Латвии) будет противостоять Голиафу. Как победить в такой неравной борьбе? Давиду это удалось при помощи правильно выбранного оружия — пращи, а у латвийских ополченцев с оружием проблемы. Член Zemessardze Янис Силс констатировал, что в кризисной ситуации ополченцам придется отправляться за своим оружием в батальоны, которые в некоторых случаях находятся в 50 или даже в 80 километрах от места жительства, и это слишком большая трата времени. Впрочем, в ходе дискуссии Калниньш возразил, что ополченцы могут хранить оружие, в том числе и дома в специальных сейфах. Капитан Национальных вооруженных сил (НВС) в отставке Мартиньш Вердиньш добавил, что у ополченцев дома должно храниться не только оружие, но и достаточное количество амуниции — около 300 патронов.
Вердиньш считает ополчение хребтом Национальных вооруженных сил. «На Украине против так называемых боевиков воюет регулярная армия и Национальная гвардия. Потери у украинцев неадекватно большие, потому что войска плохо снабжаются, хотя их боеспособность очень хорошая. Из этого примера нужно сделать выводы», — сказал Вердиньш.
Проведя параллели с Украиной, капитан в отставке призвал обеспечить ополченцев пригодным для боевых условий транспортом, поскольку сейчас перемещение осуществляется на легко уязвимом транспорте: ополченцев от пуль отделяет только брезентовый чехол, на транспортное средство можно также напасть с использованием ручного миномета. По мнению Вердиньша, всегда, когда на российской стороне недалеко от границы Латвии проходят учения, в батальонах ополченцев нужно объявлять повышенную боеготовность.
Во время дискуссии также подчеркивалось, что на недавно состоявшихся в Латвии международных военных маневрах обнаружился еще один недостаток НВС: им сложно противостоять танковой атаке, и в этой части маневров латвийские силы проиграли. Силс добавил, что ополчению следует проводить тренировки не только в лесу, но и в городских районах, потому что таким образом можно отработать дополнительные навыки.
С комментарием из зала выступил советник министра обороны Янис Кажоциньш. Он призвал оценить различные сценарии — крымский, донецкий, харьковский и одесский. Правда, Кажоциньш считает, что крымского или донецкого сценария в Латвии не будет, потому что Латвия является государством-членом НАТО.
Кажоциньш также сказал, что для безопасности государства важна интеграция общества, потому что большая часть русскоязычных граждан Латвии лояльна, и их интересы такие же, как и у латышей. Бывший руководитель Бюро по защите Конституции отметил, что ополчение это отличный ресурс сбора информации для государства, потому что у него источники лучше, чем у региональных отделений Полиции безопасности. Упомянув высказывания президента России Владимира Путина о том, что он в течение двух недель может занять столицы стран Балтии и Польшу, Кажоциньш подчеркнул: «Хорошо, его армия доберется до этих мест, однако потом ее быстро разобьют. У нас здесь наши войска и присутствие войск союзников по НАТО, мы также можем полагаться на наших соседей».
Перевод: Лариса Дереча.