Первые из более чем 120 российских казаков покинули Боснию после загадочного двухнедельного визита. Его целью официально был культурный фестиваль, однако многие заподозрили, что на деле речь идет об операции «спецназа» в крымском стиле, направленной на поддержку сербского сепаратизма.
В итоге создавшейся неразберихи выяснилось только одно — эти казаки совсем не умеют танцевать. Примерно 30 из них приняли участие в так называемом Русско-сербском марше любви, прошедшем 5 октября на центральной площади Баня-Луки, главного города полуавтономной сербской части Боснии. Через неделю они же устроили танец, завершающий неделю мероприятий в честь столетия Первой мировой войны.
Сараевская пресса, сообщая о прибытии казаков, называла их «спецназом» и отмечала, что глава их группы Николай Дьяконов возглавлял вооруженное подразделение, которое весной участвовало в аннексии Крыма.
Марш любви в Баня-Луке, спешно организованный без предварительного оповещения, возможно, должен был доказывать миролюбивые намерения казаков. Однако казаки явно не сумели укрепить доверие к словам сербских властей о том, что они — всего лишь артистическая труппа. Они вышли в старомодных атласных рубахах и лохматых бараньих шапках, но умения танцевать продемонстрировать не смогли. Даже когда они пытались выполнить пару фигур, их фактически вели местные сербки в традиционных нарядах, также участвовавшие в марше.
«Они очень мило смотрелись в своих костюмах, но танцевать явно не умели», — рассказывает жительница Баня-Луки Наташа, наблюдавшая представление. Еще один разочарованный свидетель заметил: «Это было похоже на комедию, в которой герой нацепляет чужой костюм и пытается притворяться не тем, кто он есть».
Если дьяконовские казаки прилетели из России за 1000 миль не для того, чтобы показать публике свои танцевальные навыки, тогда реальная цель их визита остается неясной. Также непонятно, что делали в Боснии примерно 100 казаков, не участвовавших ни в том, ни в другом мероприятии. Сербское министерство информации и культуры утверждает, что часть из них посещала православные церкви и монастыри, но не уточняет, сколько человек приняли участие в этих поездках.
«У нас нет четкой картины того, чем они занимались, — говорит официальный представитель управления по делам иностранцев министерства безопасности Боснии и Герцеговины Саня Шкулетич-Малагич (Sanja Skuletic-Malagic). — Мы следили за их действиями потому, что у нас есть разведданные об их сепаратистской деятельности на Украине, и потому, что они не похожи на группу участников культурного мероприятия. Мы наблюдаем за ними, но ничего незаконного они не делают, а Дьяконов не включен ни в один из черных списков».
Шкулетич-Малагич добавила, что 50 из 127 казаков во вторник отбыли в Белград, откуда они должны вылететь в Россию. Оставшиеся покинут Боснию в среду или в четверг.
Большинство политических экспертов в Баня-Луке считают, что прибытие русских было связано с прошедшими в прошлое воскресенье боснийскими выборами, на которых лидер сербских сепаратистов Милорад Додик (Milorad Dodik) стремился удержать за собой пост президента сербской части страны на фоне беспрецедентно мощной оппозиционной кампании.
«Казаки, возможно, были нужны, чтобы обеспечить Додику силовую поддержку, если он проиграет и возникнет спор об итогах выборов», — пояснил политолог, попросивший не публиковать его имя. Додик, обещавший привести боснийских сербов к независимости, перед воскресным голосованием предупреждал, что некие «агенты иностранной разведки» хотят устроить беспорядки, чтобы дестабилизировать сербскую республику.
«Другой вариант, что их прислали, чтобы продемонстрировать тесные связи и дружбу Додика с Путиным», — добавил аналитик. Меньше месяца назад Додик встречался с Путиным в Москве. В ходе этой встречи российский лидер похвалил его и пожелал ему успеха на выборах.