Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Позиция, занятая Москвой в Риме, разочаровывает

© East News / Eric Vandeville/AbacaПапа Франциск открывает Синод по вопросам семьи и брака
Папа Франциск открывает Синод по вопросам семьи и брака
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
То, что объединяет Православную и Римско-католическую церковь в вопросах о браке и семье, и наша общая забота о религиозных свободах христиан - намного важнее и намного насущнее конфликта на Украине. Полагаю, что Кремль считает иначе, но я хотел бы, чтобы Московская патриархия разделяла эту позицию. Илларион говорил о важных вещах, но для этих разговоров было не время и не место.

В репортаже Джона Аллена (John L. Allen) с заседания Синода мне особенно не понравился один момент:

Вдобавок митрополит Илларион из Русской православной церкви допустил в своей сегодняшней речи в Синоде выпад в адрес Греко-католической церкви на Украине, фактически заявив, что ей следует прекратить жаловаться на внешнюю политику России и на поддержку российского вмешательства на Украине иерархами РПЦ.

Кардинал из Нью-Йорка Тимоти Долан (Timothy Dolan) так разозлился, что сразу же отправился записывать выпуск своей радиопередачи с возражениями на слова Иллариона, прихватив также присутствовавшего в зале главу Греко-католической церкви архиепископа Святослава Шевчука.

Речь Иллариона стоит прочесть целиком. Она в первую очередь говорит не об «униатстве». Приведу отрывок из нее, посвященный главной ее теме:

Тема семьи является сегодня одной из самых острых и животрепещущих. Она — индикатор нравственного состояния общества, в котором мы живем.

Мы с тревогой наблюдаем, как в последние годы с помощью манипуляции понятиями свободы и толерантности происходит демонтаж базовых ценностей, укорененных в религиозных традициях. Все более агрессивно проповедуются идеи нравственного релятивизма, распространяемые также и на священный для всего человечества институт семьи.

В целом ряде стран Европы и Америки, несмотря на многочисленные протесты, происходит одобрение и признание на государственном уровне однополых союзов. Где-то уже законодательно закреплено и практически осуществляется право однополых партнеров на усыновление и удочерение, в том числе через использование технологий «суррогатного материнства.


При этом традиционные семьи, которые связаны с пониманием брака как союза мужчины и женщины, все менее прочны. Вместо заботы об их укреплении идет пропаганда так называемых свободных отношений. Понятия верности, взаимного уважения и ответственности супругов вытесняются насаждением гедонизма, призывами жить для себя.

Митрополит Илларион и архиепископ Вестминстера Винсент Николс


Дети больше не рассматриваются как желанный плод взаимной любви супругов. Повсеместно распространено почти ничем не ограниченное право на аборт, узаконивающее уничтожение миллионов жизней. Остро стоит проблема существования сирот при живых родителях, в том числе брошенных и одиноких детей-инвалидов.

Влиянию идей нравственного релятивизма подверглись и многие христиане, на словах исповедующие церковное учение о семье, но на практике ему не следующие.

Утверждая принцип святости брака, основанный на словах Самого Спасителя (см. Мф. 19, 6; Мк. 10, 9), Римско-Католическая и Православная Церкви традиционно ставят ответственность человека перед ближними выше его эгоистических интересов. Воспитание такой ответственности в христианине — перед семьей, обществом, окружающим миром — важнейшая задача для Церквей сегодня. Защита достоинства человека и утверждение высокого значения любви, реализуемой в семье, — неотъемлемая составляющая евангельской вести, которую мы должны нести людям.

В ноябре 2013 года Отдел внешних церковных связей Московского Патриархата и Папский совет по делам семьи под руководством архиепископа Винченцо Пальи провели в Риме конференцию «Православные и католики вместе в защиту семьи». В заключительном заявлении мы подчеркнули «наше убеждение в общей ответственности за то, чтобы брак и семейная жизнь были путем к святости для христианских семей».


Пришло время для христиан объединить усилия и выступить единым фронтом ради благой цели защиты семьи перед вызовами секулярного мира ради сохранения будущего цивилизации. Это то поприще, на котором наш альянс мог бы стать действительно востребованным.

Мы должны совместно отстаивать наши позиции как в рамках диалога с законодательной и исполнительной властью отдельных стран, так и на площадках международных организаций, таких как ООН и Совет Европы. Определенный опыт такого сотрудничества уже имеется — достаточно вспомнить известное дело «Лаутси против Италии».


Нужно не просто ограничиваться благими призывами, но и всемерно добиваться законодательной защиты семьи. Необходимо вернуть нашему обществу понимание того, что свобода немыслима без ответственности за свои поступки.

Православная Церковь последовательно проповедует идеал единственного, раз и навсегда заключенного брачного союза. В то же время, снисходя к немощи человеческой природы, в исключительных случаях Православная Церковь допускает вступление в новый церковный брак в случае распада первого брака. В этом наша Церковь следует принципу «икономии», будучи движима любовью к грешнику, которого не хочет лишить средств к спасению. В современном мире, где неукоснительно строгое соблюдение церковных предписаний становится все более редким, практика «икономии», существующая в Православии в течение многих столетий, может стать ценным опытом при решении пастырских проблем семьи.

Православная Церковь накопила богатый опыт пастырского попечения о семье. В ней всегда сохранялся институт брачного духовенства. Семьи священников, как правило, являются многодетными, и дети в них воспитываются в духе христианского благочестия и верности церковному учению. Священник, сам имеющий опыт семейной жизни и воспитания детей, может лучше понять проблемы семейных отношений и оказать своим духовным чадам необходимую пастырскую помощь. Полагаю, было бы полезно обратить внимание на этот опыт, присутствующий также и в Католических Церквах восточного обряда.


Как мы видим, митрополит Илларион прекрасно сформулировал крайне важные вещи. Однако после этого он перешел к исключительно недипломатичному протесту против вовлеченности католических церквей в гражданскую войну на Украине. Хочу заметить, что я не осуждаю ни позицию Москвы, ни ее готовность отстаивать то, что она считает правильным. Однако жаль, что митрополит сказал то, что он сказал, именно на этой площадке. Говорить такие вещи на римско-католическом синоде по проблемам семьи в то время, когда Церквям Востока и Запада необходимо единым фронтом выступить в защиту традиционной семьи и традиционно брака, — ненужная и вредная провокация. Зачем приносить на эту площадку церковно-геополитические конфликты? То, что объединяет Православную и Римско-католическую церковь в вопросах о браке и семье, и наша общая забота о религиозных свободах христиан намного важнее и намного насущнее конфликта на Украине.

Полагаю, что Кремль считает иначе, но я хотел бы, чтобы Московская патриархия разделяла эту позицию. Илларион говорил о важных вещах, но для этих разговоров было не время и не место. В результате из его выступления запомнят дипломатический скандал, а не все те замечательные мысли, которые он высказывал на протяжении большей части своей речи. На мой взгляд, митрополит упустил хорошую возможность, и это тем более неожиданно, если учесть, что он годами говорил о необходимости сотрудничества между ортодоксальными верующими и традиционалистами из католических, протестантских и православных церквей.