Европейские устремления Сербии вступили в конфликт с авторитарными склонностями ее премьер-министра Александра Вучича. На этой неделе визит Владимира Путина подчеркнул дилеммы, стоящие перед Сербией. Главная стратегическая цель страны сейчас — вступление в Европейский Союз, однако при этом Сербия отказывается присоединяться к европейским санкциям в отношении России — своего традиционного союзника. Из-за приезда г–на Путина власти даже перенесли на четыре дня военный парад в честь 70-летия освобождения Белграда. В параде приняли участие российские истребители, пролетевшие над сербской столицей.
Политика г–на Вучича в отношении СМИ также напоминает о российских тенденциях. Обсуждая деликатные темы, редактор одного из влиятельных изданий прячет телефон под подушку — она опасается прослушивания. Собеседник одного из ее подчиненных недавно отказался давать интервью, так как тайная полиция предупредила его этого не делать. Недавно из телеэфира исчезло популярное ток-шоу. Каждый, кто критикует г-на Вучича, рискует столкнуться с нападками лояльных ему таблоидов.
Как сообщает сербская Ассоциация независимых журналистов, в сербской прессе «умирают свобода слова и критический подход». Журналистские расследования «практически исчезли». Журналисты практикуют самоцензуру; занимающие критическую позицию сайты взламываются. Один чиновник даже обрушился на Ивицу Дачича, министра иностранных дел и лидера Социалистической партии, находящейся в коалиции с Сербской прогрессивной партией г-на Вучича, назвав его «закоренелым преступником».
Г-н Вучич стал премьер-министром, одержав полную победу на мартовских выборах. С тех пор он ужесточает свой контроль над страной. Однажды он под запись велел министрам и чиновникам молчать. Тем не менее, его авторитарный стиль нравится многим сербам: по данным опроса, половина тех, кто уже знает, как собирается голосовать, намерена поддержать СПП — несмотря на то, что экономика движется к рецессии, зарплаты в бюджетном секторе и пенсии планируется сокращать и звучат предложения уменьшить субсидии государственным предприятиям. Судя по опросам, если бы выборы проходили сегодня, оппозиция едва прошла бы в парламент.
При этом г-ну Вучичу также нельзя злить Евросоюз и необходимо поддерживать региональную стабильность. На следующей неделе Белград должен посетить премьер-министр Албании Эди Рама (Edi Rama). Впрочем, состоится ли его визит — пока непонятно. 14 октября футбольный матч между сборными Сербии и Албании сорвался из-за скандала и драки, вызванных появлением на стадионе флага албанских националистов. В Белград также пригласили Атифете Яхъягу (Atifete Jahjaga) — президента Косово, независимость которого Сербия не признает. ЕС был также доволен, когда власти в сентябре отправили 7000 полицейских охранять гей-парад, в котором приняли участие тысяча человек. В предшествующие годы такие мероприятия каждый раз подвергались нападениям.
По словам источника из сербских политических кругов, западные лидеры так хотят сохранить мир на Балканах, что закрывают глаза на скатывание Сербии к авторитаризму. Для многих сербов, добавил он, главный вопрос заключается не в том, националист ли г-н Вучич, а в том «демократ ли он». По данным последнего доклада Евросоюза по Сербии, особое беспокойство вызывают положение со свободой слова и свободой прессы. Вряд ли ситуация в этой области в ближайшее время улучшится.