Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Своим лицедейством Путин сбивает с толку

© REUTERS / Ukrainian Presidential Press Service/Mikhail Palinchak/Handout via Reuters Встреча Владимира Путина с Петром Порошенко в Милане
Встреча Владимира Путина с Петром Порошенко в Милане
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Путин снова взялся за старое: для российского лидера визит в Милан стал очередной демонстрацией непредсказуемого, зачастую театрально показного дипломатического стиля, которого он придерживался в период украинского кризиса, чтобы сбивать своих соперников с толку. Его приезд затмил собой повестку ряда мировых лидеров. Если они ожидали, что Путина удастся усмирить, они очень ошиблись.

На этой неделе он снова взялся за старое.

Во-первых, президент России Владимир Путин сделал остановку в Белграде, чтобы принять участие в военном параде, очень напоминающем о периоде холодной войны. Он подверг сомнениям суверенитет Косово, раскритиковал президента Барака Обаму в интервью сербской прессе и приехал на саммит в Милане настолько позже намеченного срока, что на несколько часов опоздал на официальный ужин с самым влиятельным лидером Европы, канцлером Германии Ангелой Меркель.

Но на этом Путин не остановился. После того, как он покинул Меркель примерно в два часа ночи в пятницу, 17 октября, он со своими сопровождающими поехали через весь Милан к дому его друга и бывшего премьер-министра Италии Сильвио Берлускони. Они разговаривали и наслаждались трюфелями до четырех утра, когда Путин наконец уехал, и всего через четыре часа встретился с европейскими лидерами, в том числе с президентом Украины Петром Порошенко, на официальном завтраке.

Для Путина такое беспорядочное кружение по Милану стало очередной демонстрацией непредсказуемого, зачастую театрально показного дипломатического стиля, которого он придерживался в период украинского кризиса, чтобы сбивать своих соперников с толку. На этот раз он заставил Меркель ждать его посреди ночи. В сентябре он переиграл Обаму накануне саммита НАТО, посвященного агрессии России, неожиданно объявив о плане урегулирования ситуации на Украине, который состоял из семи пунктов и был написан им на салфетке на обратном пути из Монголии, куда он летал с официальным визитом.

«Ему нравится, когда вы, я и все остальные смотрят на него, пытаясь понять его мотивы, — говорит Нина Хрущева, профессор международной политики Новой школы Нью-Йорка и правнучка Никиты Хрущева. — Он - эксгибиционист. Он постоянно нарушает границы дозволенного, и ему все сходит с рук».

На этой неделе его приезд в Западную Европу, который стал его первым визитом туда за последние четыре месяца, и редкая возможность встретиться лицом к лицу с Порошенко — в совокупности с ущербом, нанесенным западными экономическими санкциями и снижением цен на нефть — заставили некоторых европейских лидеров предположить, что российский президент, возможно, готовится объявить о желании пойти на некий компромисс в украинском вопросе.

Однако, несмотря на то, что в некоторых вопросах был достигнут определенный прогресс, в том числе в спорах между Россией и Украиной по вопросу цены на газ, Путин не продемонстрировал почти никакой заинтересованности в том, чтобы добиться каких-либо масштабных сдвигов. Его приезд затмил собой повестку ряда мировых лидеров, собравшихся в Милане на азиатско-европейский саммит, а украинский кризис отвлек внимание от таких тем, как эпидемия вируса Эбола и изменение климата.

Если европейские лидеры ожидали, что Путина удастся усмирить, они очень ошиблись. Путин не только излучал свою привычную уверенность, но даже отпустил непристойную шутку об анатомических различиях между дедушкой и бабушкой во время одной из пресс-конференций.

После официального завтрака Меркель и премьер-министр Великобритании Дэвид Кэмерон выразили свое разочарование в том, что Путин, очевидно, отверг их просьбу заставить пророссийских сепаратистов отложить местные выборы, назначенные на ноябрь вопреки возражениям украинского правительства, намеревающегося провести общенациональные выборы 7 декабря.

С точки зрения Кэмерона, Путин пока не пошел на уступки по спорным вопросам или пошел, но в недостаточной степени.

«Если этого не произойдет, тогда, очевидно, Евросоюз и Британия должны продолжить политику санкций и давления, чтобы на нашем континенте подобного конфликта не было», — сказал Кэмерон. (Представитель Путина Дмитрий Песков возразил ему, заявив в беседе с российскими репортерами в Милане, что некоторые европейские лидеры слишком упрямы и избегают «объективныого подхода» к реалиям.)

«В западном анализе присутствуют черты “ожидания Годо” — считает Мэтью Рожански (Matthew Rojansky), эксперт по России в институте Кеннана, исследовательской организации в Вашингтоне. — Запад постоянно ждет, что Путин дрогнет, испугается, застыдится или смирится».

В.Путин на саммите форума "Азия- Европа"


Рожанский продолжил: «Он выступает за возрождение России. Спросите себя: смирялся ли когда-нибудь Петр Великий? Смирялась ли когда-нибудь Екатерина Великая? Это не было частью той роли, которую они играли».

Несмотря на то, что Путина можно легко изобразить в карикатурном виде — учитывая множество его мачо-фотографий, на которых он позирует без рубашки на фоне девственной российской природы, его стиль является частью его метода. Несмотря на то, что экономика России находится в упадке, над страной нависла рецессия, и рубль практически ежедневно бьет отрицательные рекорды, Путин пользуется огромной популярностью у себя на родине, используя государственные СМИ для разжигания националистического духа, который стал причиной массы беспокойств на Западе, но который позволил заручиться мощной поддержкой политики в отношении Украины среди простых россиян.

Сразу после того, как в сентябре Путин представил свой план мирного урегулирования, написанный на салфетке, он подготовил почву для поездки в Милан, отправившись в Сочи, где в прошлом году прошли Зимние Олимпийские игры. Пока он смотрел финальные заезды Гран-При Формулы-1 — это было второе из трех масштабных спортивных мероприятий, за организацией которых Путин следил лично — его помощники внезапно объявили о том, что он отдал приказ прекратить «военные учения» на западе России и отвести 17 тысяч российских военнослужащих от украинской границы.

Выбор момента был безупречным, даже несмотря на то, что западные лидеры весьма скептически отнеслись к тому, что ситуация на украинской границе действительно могла измениться.

Несомненно, Путин посчитал, что негодование Европы в связи с действиями России на Украине имеет свои границы, учитывая экономические связи между Европой и Россией, а также зависимость Евросоюза от российских энергоресурсов. Однако его может ожидать довольно холодный прием в ноябре, когда он отправится на саммит Большой двадцатки в Брисбене, в Австралии — стране, которая потеряла 28 своих граждан во время крушения самолета Малазийских авиалиний на востоке Украины.

В пятницу, 17 октября, той сферой, в которой, как намекнул Путин, Россия в наибольшей степени готова обсуждать возможный компромисс, стали споры вокруг цен на газ, однако он также добавил, что Россия больше не будет продавать Украине газ в кредит.

Путин прекрасно понимает, что в Европе нет единого мнения по поводу санкций, а также по поводу того, насколько жесткой должна быть политика Евросоюза в отношении Кремля. В Сербии, которая хочет вступить в Евросоюз, Путина встретили как римского проконсула: во время военного парада его радостно приветствовала толпа собравшихся, а затем ему вручили Орден республики, который в Сербии является высшей наградой.

Будучи осведомленным о том, что Сербии приходится постоянно проявлять чудеса дипломатической эквилибристики, во время своего визита Путин не стал затрагивать те темы, которые могли бы поставить сербских лидеров в неловкое положение перед их европейскими партнерами, ограничившись ремарками об исторической роли Советского Союза в победе над фашизмом во время Второй мировой войны.

Тем не менее, умение Путина привлекать к себе внимание уже практически исчерпало себя в отношениях с европейскими лидерами, в частности с Меркель. В начале украинского кризиса ее считали потенциальным посредником, заслуживающим доверия, поскольку она сама выросла в Восточной Германии, и политиком, который по-настоящему понимает точку зрения России. Однако, после того, как Путин несколько раз ловко обошел или попросту проигнорировал соглашения по Украине, Меркель постепенно превратилась в противника России, поддерживающего санкции против нее и недавно заявившего о том, что действие санкций может продлиться еще очень долго.

Опоздание Путина на их поздний ужин вечером в четверг, 16 октября, вероятнее всего, не помогло улучшению отношений. («И это та женщина, которая ему нравится, женщина, которую он на самом деле уважает», — сказала Хрущева.) Он приехал в ее отель примерно в 11 вечера в четверг и пробыл там более двух часов. На фотографиях два лидера сидели друг напротив друга, окруженные своими помощниками. Когда позже Путин приехал к Берлускони, стало ясно, что его встреча с канцлером Германии прошла не слишком хорошо.

«Он не сказал, что был достигнут прогресс, — сказал Валентино Валентини (Valentino Valentini), давний помощник Берлускони, присутствовавший на встрече. — У меня возникло впечатление, что их позиции так и остались далекими друг от друга».

Тот факт, что Путин нашел время для встречи с Берлускони — особенно в два часа ночи — может показаться довольно странным, хотя они давно дружат и даже однажды вместе ездили на отдых.

«Каждый раз, когда Путин приезжает, он посещает Берлускони», — добавил Валентини.

Для Берлускони, который до сих пор остается весьма влиятельным политиком в Италии, встреча с Путиным является неким политическим бонусом. Il Giornale, миланская газета, принадлежащая Берлускони, написала, что эта встреча подтвердила: «истинным собеседником российского президента стал Il Cavaliere (кавалер или рыцарь, — прим. ред.)», упомянув одно из прозвищ Берлускони.

Валентини отрицает, что политики провели вечер в шумном веселье, несмотря на то, что после их прошлых встреч ходили именно такие слухи. В два часа ночи, сказал он, «боюсь, все было не слишком похоже на шумную вечеринку».