Под рецессией (recession) экономисты понимают стагнацию, под депрессией (depression) — упадок. Как гласит одна известная фраза, в которой упоминаются эти понятия, если ваш сосед остается без работы, то экономика — в состоянии рецессии, если без работы остаетесь вы, то в депрессии. Стагнация в экономике предполагает падение уровня ВВП, а, если оно превысит 10%, это будет означать, что в экономике наступил упадок.
В последнее время в научных и ориентированных на массовую аудиторию изданиях возросло количество статей, в которых проводится мысль о том, что ЕС вступит в стагнацию. Вкус производственного спада европейские страны испытали в ходе кризиса 1929 года. В 1970-е годы они пережили стагфляцию, а именно — инфляцию в условиях стагнации. Сейчас они снова опасаются стагнации, но официальные лица ЕС боятся даже вслух произнести это слово, понимая, какой ценой это может обернуться.
У страха глаза велики. Но сегодня ЕС, по меньшей мере, подошел к порогу стагнации. В среднем по ЕС темпы роста составили 1,2%; что касается стран–локомотивов ЕС, в Германии во втором квартале текущего года экономика выросла на 1,3%, во Франции — на 0,1%, а в Италии — сократилась на 0,2%. Столь негативная картина экономического роста, разумеется, отражается и на уровне безработицы, при этом ЕС фактически застрял в колее 10%-ной безработицы. Поскольку нет роста, цены тоже не растут (инфляция в среднем по ЕС находится на уровне 0,1%), то есть опасность стагнации действительно витает в воздухе.
Но чтобы обеспечить экономический рост, недостаточно просто увеличить совокупное предложение, необходим спрос на него. Спрос или станет внутренним, и тогда потребление, а также инвестиционные расходы возрастут на территории стран ЕС, или станет внешним, и в этом случае повысится экспорт. Но пока в ЕС внутренний спрос не шевелится, даже несмотря на низкие процентные ставки, и причина — реализуемая сегодня стабилизационная программа. При этом на внешний спрос еще есть некоторая надежда. Евро обесценился или, если сказать проще, товары ЕС подешевели. Тем не менее, и в глобальной экономике не наблюдается существенных темпов роста, одного только роста в США недостаточно для спасения экспорта ЕС.
Ответственность за кризис понесет Германия
Если ЕС вступит в стагнацию, то весь груз ответственности за рецессию ляжет на плечи Европейского центрального банка (ЕЦБ) и Германии, которые больше всех настаивали на стабилизационной программе. Исходя из концепции, возлагающей ответственность за долговую нагрузку на население стран-должников ЕС, они навязали программу, в рамках которой, с одной стороны, растут налоги, с другой — снижаются заработные платы и происходит увольнение работников государственного сектора. В результате упали доходы домашних хозяйств, а это, разумеется, снизило совокупное потребление. Нетрудно вспомнить, как особенно в первые годы кризиса пресса называла пенсионеров едва ли не его виновниками. Между тем банки и управляющие, по вине которых, на самом деле, произошло раздувание «пузырей» и, в конечном счете, коллапс на финансовых рынках, были «чисты» как белый лист. Иными словами, действительной целью ЕЦБ и Германии было спасение банков.
Кризис ЕС коснется и Турции
Предупреждения о том, что такого рода политика повлечет за собой подобные последствия, звучали и в наших прежних статьях. Тем не менее, сегодня мы не можем тайно торжествовать в отношении сложившейся ныне ситуации. Удар снова будет нанесен по рабочему классу и небольшим предприятиям. Кроме того, новый кризис ЕС затронет и Турцию, которая около 40% своего экспорта осуществляет в страны этого союза.
Надеемся, ЕЦБ и Германия предпримут определенные послабляющие шаги в рамках стабилизационной программы. В противном случае в 2015 году они столкнутся с новым кризисом.