России не грозит прямая и непосредственная опасность от происходящего в последние месяцы резкого падения цен на нефть. Хотя экономика страны очень сильно зависит от нефти, накопленные в стране резервы и плавающий курс рубля смягчат удар, и Россия сможет года два продержаться в условиях нефтяных цен в 80-90 долларов за баррель. Но в более долгосрочной перспективе устойчиво низкие цены и нагрузка из-за введенных Западом санкций способны создать угрозу существованию режима Владимира Путина.
25-процентное снижение нефтяных цен за последние три месяца не стало потрясением для российского правительства. В последнем проекте бюджета на 2015-2017 годы его составители исходят из цены на нефть в 100 долларов за баррель (прогнозируя при этом средний рост валового внутреннего продукта в 2,6 процента). Еще до снижения нефтяных цен правительство планировало уменьшить к концу 2017 года свой Резервный фонд с пяти до трех процентов ВВП, чтобы ликвидировать дефицит бюджета, прогнозируемый на предстоящие три года. Другой суверенный фонд России, носящий название Фонд национального благосостояния, уже предусмотрено использовать на строительство инфраструктуры и на оказание поддержки банкам и компаниям, подвергнутым западным санкциям.
На долю нефти и газа в России приходится около половины государственных доходов, и снижение цен со 100 до 80 долларов за баррель вызовет их сокращение примерно на два процента от ВВП. В обычных условиях это не очень серьезная проблема, поскольку Россия могла бы брать средства взаймы на международных рынках, а российские банки и компании могли бы рефинансировать свой внешний долг.
Однако в свете западных санкций ситуация выглядит намного тревожнее. Правда, до 2017 года деньги у Росси не закончатся. Центробанк установил плавающий обменный курс, а поэтому снижение цен на нефть приведет к ослаблению рубля, что поможет выдержать потрясения и экономике, и государственному бюджету. Расходы российского государства деноминированы в рублях; если обесценивание рубля будет достаточно сильным, бюджет можно будет сбалансировать даже при нефтяных ценах в 80 долларов.
Но это не решит истинную проблему Путина, которой является стагнация, а возможно, и снижение реальных доходов. Результатом продолжающегося оттока капитала в предстоящие годы станет снижение инвестиций, а следовательно, и темпов роста. Правительственный прогноз по темпам роста в два процента на 2015 год уже кажется излишне оптимистичным. Еще до падения нефтяных цен все сходились на показателе в один процент, а сейчас аналитики рынка и международные организации прогнозируют около 0,5 процента. Центральный банк попытается сдержать инфляцию, но ослабление рубля подорвет покупательную способность российских потребителей в реальном выражении. Россия является чистым импортером продовольствия и потребительских товаров; и хотя замещение импорта будет значительным, в целом ожидается повышение цен.
Правительство Путина никогда не сталкивалось с такими бюджетными трудностями. Даже во время финансового кризиса 2008-2009 годов проблемы были более решаемы. Тогда бюджет верстался на ценовых прогнозах по нефти в 40-50 долларов за баррель, а у России был намного более мощный Резервный фонд и Фонд национального благосостояния, составляющие в совокупности 20 процентов ВВП. Неудивительно, что государство вышло из кризиса за счет увеличения трат.
На сей раз государство встанет перед выбором: либо урезать расходы, и тем самым публично признаться в своей неспособности выполнить предвыборные обещания Путина, данные им в 2012 году, либо поднимать налоги, что нанесет еще более серьезный удар по инвестициям и росту ВВП. В любом случае, если цены на нефть останутся в пределах 80-90 долларов, государству придется как-то успокаивать электорат, страдающий от снижения жизненного уровня. Опыт последних месяцев дает нам хорошее представление о том, как на это будет реагировать Путин. Он будет убеждать людей в том, что они оказались в осажденной крепости, а поэтому должны сплотиться, чего бы это ни стоило. Для этого придется поднять на новый уровень пропаганду и политические репрессии. Кроме того, нас могут ждать еще более непредсказуемые шаги во внешней политике.
Сергей Гуриев — бывший ректор Российской экономической школы, ныне профессор экономики парижской Школы политических наук.