«Шведские СС-солдаты Гитлера» — так называется новая книга историка и публициста Буссе Шона. В ней он возвращается к тому, о чем писал уже ранее: к истории о том, как 270 шведов, воевали в годы Второй мировой войны в гитлеровских подразделениях СС, большинство на Восточном фронте. Новое в этой публикации то, что она построена не столько на свидетельствах очевидцев, как то было в прежних книгах Буссе Шона, сколько на архивных документах, в том числе на ранее закрытых для исследований документах из архивов шведской Полиции безопасности — Säpo.
Помимо прочего писателю удалось найти подтверждения ранее отрицавшихся фактов о том, что шведские эсэсовцы участвовали в физическом уничтожении евреев. Раскрывает писатель и механизмы передачи идейного багажа от старого поколения шведских нацистов новому.
«В этой книге я хотел показать, что и шведские солдаты СС участвовали в массовом уничтожении евреев на Восточном фронте. Долгое время я не мог ничего документально подтвердить. Это связано с тем, что когда эти солдаты возвращались с Восточного фронта, хотя некоторые воевали в Берлине и в Нормандии, их всех методично допрашивала шведская полиция, задавая всего два вопроса. Первый: у вас была шведская военная форма, когда вы покинули Швецию, где эта форма? Второй вопрос: передали ли Вы какую- либо информацию немцам о шведской обороне? Других вопросов им не задавали. И самых важных, казалось бы, вопросов — стреляли ли Вы в евреев или участвовали в массовых казнях?» — рассказывал писатель Буссе Шон в интервью Дитеру Веланду из немецкой редакции Radio Sveden.
«Я хотел показать, что они не были монстрами, а вполне обычными молодыми людьми. Хотелось донести мысль: если эти вполне обычные люди способны на такие злодеяния, что могут простые люди в наше время в нашей стране в отношении того же нацизма?». «Проблема была в том, что десять этих солдат, чью судьбу я отслеживал по архивным документам и не только, всегда утверждали, как и все другие солдаты из Ваффен СС, — “мы были солдатами, среди прочих”. — Они отрицали любое участие в массовых расстрелах, или то, что они что-то подобное видели, или были очевидцами. Но в этой книге я публикую свидетельство об одном шведском солдате CC, который хвастался тем, что он сам расстреливал евреев на Восточном фронте».
Все эти свидетельства Буссе Шон нашел в архивах, в дневниках и письмах шведских эсесовцев с фронта, а также в письмах их родственников. «Одного звали Курт Лундин и это, пожалуй, одно из самых жутчайших свидетельств, которые я читал о массовых казнях людей. Его никогда официально по этому поводу не допрашивали. Другой солдат из Норрланда, который, будучи на побывке дома, рассказывал, что он так долго стрелял в евреев, что палец, на спусковом крючке онемел». В рассказе Буссе Шона речь о не скрывавшем своих нацистских убеждений, а напротив, их откровенно демонстрирующем Гуннаре Эклёве из Мальмберга.
— Но почему в Швеции, тогда, в годы войны и впоследствии, очень мало говорилось о преступлениях нацизма и участии в них шведов? Почему не были проведены расследования? Как Швеция могла поддерживать имидж и позицию нейтральной страны?
— Уже в октябре 1941 двое шведских солдат СС, ехавшие с фронта домой, рассказывали нашим дипломатам в Берлине о проводившихся там, на фронте, массовых казнях. Отчет дипломатов попал в штаб Обороны, который их засекретил. Когда война приближалась к Швеции, многие считали, что выиграют от молчания. Действовало правительство, которое скорее поддерживало немцев, это продолжалось вплоть до Сталинграда, до лета 1943. Промышленность, которя хорошо зарабатывала. Журналисты, не исполнявшие свой долг и не писавшие правды. Вообще, я считаю, Швеция тогда была сильно прогерманской. Ну а когда война закончилась. ...
Я разговариваю про это с людьми старшего поколения, спрашиваю их, почему все было так тихо? А они говорят о каком-то коллективном договоре, подразумевавшем, что эти темы лучше не поднимать, дабы не бередить военные раны. А в других странах ведь шли процессы. Так в Норвегии около 90 тысяч семей прошли через суды по обвинениям в предательстве, процессы “Квислингов”. И получается, что все в Норвегии знали, кто был в движении сопротивления, а кто был предателем, квислингом. В Швеции ничего подобного после войны не было. Потому что здесь не было необходимости брать реванш, не было желания отомстить, и именно поэтому очень легко было на все наложить печать молчания».
— Но что это были за шведы, воевавшие на стороне Гитлера? Какова была их мотивация?
— Они были разные. Я знаю о 270 шведах воевавших в гитлеровских войсках в годы Второй мировой. Вероятно, их было больше, но это то, что мы знаем точно. Примерно 100 из них были организованными нацистами, состоявшими в нацистских организациях в Швеции. Некоторые имели немецких родителей. Были среди них любители приключений. Но самым главным объединяющим фактором для большинства этих молодых ребят был страх перед русскими, и они хотели сражаться с коммунистами, большевиками. Именно поэтому шли на войну. Потому что еще свежа была память о финской зимней войне. Они видели, что Сталин ввел войска в Финляндию и считали, что Швеция будет следующей.
— А можно ли провести параллели между шведами, ехавшими воевать на стороне Гитлера, и современными гражданами Швеции, отправляющимися воевать на стороне «Исламского государства»?
— Да, конечно. Речь идет в обоих случаях о молодых людях. Те, что воевали за Гитлера, они воевали за новую Европу, в их понимании. Ну а те, кто едет воевать за ИГ, они хотят участвовать в строительстве «Исламского государства».
Это люди, склонные к приключениям, авантюрам, имеют романтические представления о войне. Рассуждают в терминах боевой славы, как тогда, так и сейчас. А ведь уже возвращаются эти молодые люди в Швецию, сражавшиеся за «Исламское государство». Перенесшие травмы, инвалиды, некоторые погибли. Шведские ветераны, с которыми я разговаривал, говорят о том шоке, какой они испытывали, попав в первое сражение. Они начинали понимать, что можно умереть, стать инвалидом или получить моральную травму. Так что те, кто сегодня едут, они и понятия не имеют, как правило, что их ждет. Они живут в стране, которая не участвовала в войнах на протяжении 200 лет. И никто им не расскажет, что такое война.
В заключение разговора Буссе Шон говорит и о другой цели своего книжного проекта, кроме того, чтобы показать роль шведов в гитлеровском геноциде. «Я хотел сказать, что те нацистские идеи, которые существовали в Швеции в период между Первой и Второй мировыми войнами, живы сегодня. Но теперь уже молодые люди переняли идеи людей старых. Нацисты, которые сегодня маршируют по нашим улицам, это копии нациста Линдхольма (один из лидеров шведских нацистов в довоенный период). Это нацисты 20-х и 30-х годов. Когда я вижу их марши, это очень похоже. Ну а те, старые солдаты, старые нацисты, историю которых я изучил, исследовал, они эту молодежь обучили. Это наследие не пропало, а передается в следующее поколение».
Любопытная деталь: несколько «героев» книги Буссе Шона, нацистские ветераны Йоста Бергвист и Густав Экстрём стали ныне основателями — уже второй мандатный период — парламентской партии Демократы Швеции. В политической шкале она считается умеренно ксенофобской или правопопулисткой, но, формально, отрицающей расизм или антисемитизм. Опытные нацисты, как пишет Буссе Шон, для того чтобы попасть во власть, учили молодое поколение наци перестать открыто ненавидеть иммигрантов и евреев.