На прошедшей неделе турецкая пресса активно обсуждала события, касающиеся экономической жизни РФ, отмечая, что все происходящее в таком государстве, как Россия, способно серьезно повлиять не только на Турцию, но и на другие государства мира. Внимание журналистов в первую очередь было сосредоточено на таких информационных сюжетах, как падение мировых цен на нефть и влияние санкций, введенных Западом против России, в связи с чем издания обращали внимание на отток иностранного капитала из страны, падение курса рубля и замедление темпов роста российской экономики.
Предполагая, что обвал цен на нефть в наибольшей степени отразится на России, турецкие издания пытались разобраться в причинах такого резкого падения. В качестве основной причины турецкие журналисты называют превышение предложения над спросом и увеличение объемов нефти на американском рынке в силу сланцевой революции (Milliyet, 16.10). В то же время СМИ обратили внимание на спекулятивный характер этого падения цен (Dünya, 17.10).
В некоторых публикациях в снижении цен на нефть усматривался «тайный сговор» США и Саудовской Аравии (Milliyet, 20.10). В частности, по мнению Akşam (19.10), США с помощью Саудовской Аравии пытаются «привести российскую экономику к катастрофе и отомстить таким образом России за Крым и Украину». Снижение цен на нефть через воздействие на спрос и предложение может быть одним из «стратегических решений, которые, наряду с антироссийскими санкциями, США предпринимают для создания экономических барьеров на пути экспансионистской политики России», пишет Milliyet (16.10).
Большинство изданий при этом сделали вывод, что падение цен на нефть оставит в выигрыше страны, импортирующие энергоресурсы, например Турцию, но обернется серьезными проблемами для тех государств, экономика которых опирается на экспорт энергоносителей, в том числе для России (Dünya, 17.10). В то же время издания приводили мнение российских экспертов, согласно которому в данный момент никакая опасность российской экономике не угрожает. Это связано с весьма высоким профицитом российского бюджета и значительным объемом накоплений в Резервном фонде и Фонде национального благосостояния России. Поэтому «Россия может остаться на плаву даже с такой ценой, как 80-90 долларов за баррель» (Dünya, 16.10).
Как полагает Habertürk.com (14.10), хотя снижение цен на нефть сократит расходы Турции на импорт энергоресурсов, глобальная конъюнктура, в условиях которой происходит падение цен на нефть, окажет на турецкую экономику отрицательное влияние. К тому же статистика прошлых лет показывает, что при росте цен на нефть и даже затрат Турции на энергоресурсы в турецкой экономике регулярно наблюдался рост.
По таким показателям, как объемы импорта и экспорта, туризм и прямые инвестиции, Россия и Германия являются двумя крупнейшими стратегическими партнерами Турции, отмечает Habertürk.com (15.10), поэтому спор, возникший между Россией и Германией из-за обмена санкциями, причиняет вред не только самим этим странам, но и Турции. Вместе с тем сохранение или расширение эмбарго со стороны России может еще сильнее обострить экономические угрозы, с которыми сегодня столкнулась Германия в силу падения объемов промышленного производства и экспорта. Ничего хорошего это противостояние не сулит и российскому рынку. Российская экономика и так замедлилась, констатирует издание, а под давлением западных санкций ускорился отток иностранного капитала, упал курс рубля относительно доллара, снизились темпы роста ВВП.
В случае дальнейшего ослабления рубля в российском обществе может возникнуть настоящая «долларовая паника», считает Dünya (16.10), отмечая, что уже сегодня россияне направляются в обменные пункты и скупают доллары в большом количестве. С целью удержать рубль Центральному банку России приходится осуществлять валютные интервенции на рынке, сообщает Yeni Şafak (15.10), но остановить падение курса рубля только путем прямой продажи долларов вряд ли удастся, отмечает издание. В столь нелегкие для России времена, когда, с одной стороны происходит падение цен на нефть, а с другой — ощущается влияние экономических санкций, Кремлю остается или продолжать регулировать курс рубля путем растворения своих международных резервов, или перейти к свободному валютному курсу. Понимая, что на каждом из этих путей Россию поджидают те или иные риски, она стремится исключить доллар из своих торговых отношений с другими странами.
Taraf (16.10) обращается к мнению директора по исследованиям в объединенной компании ALB Menkul Елиз Карабулут (Yeliz Karabulut). Как отмечает экономист, путинская Россия активизировала свои планы по восстановлению бывших границ СССР, и США стремятся вести с ней борьбу не военным путем, а через создание экономического кризиса в России. На российской экономике уже сказались и будут сказываться такие факторы, как не прекращающийся отток капитала из России, падение цен на сырьевые товары и сохранение риска ужесточения антироссийских санкций. Сохраняется также вероятность того, что политика ФРС США может коснуться всех развивающихся стран мира. Если в России вспыхнет экономический кризис, он приведет к росту безработицы и инфляции, за чем могут последовать мобилизация народных масс и даже смена власти.
Турецкие издания по-разному оценили итоги переговоров президента РФ Владимира Путина и президента Украины Петра Порошенко в Милане в рамках 10-го саммита форума «Азия—Европа» (АСЕМ). Akşam (18.10), апеллируя к заявлению Порошенко, в соответствии с которым Киев надеется найти решение по газовому вопросу в Брюсселе 21 октября, полагает, что по этой проблеме российский и украинский лидеры договорились лишь «отчасти». Сообщая о прощении Москвой части украинского долга по газу и готовности России поставлять газ на Украину в зимний период, Star (19.10) приходит к выводу, что «Украина и Россия достигли согласия по газовому вопросу». В то же время Taraf (20.10) приводит заявление Порошенко, согласно которому на переговорах была достигнута договоренность о снижении цены на природный газ для Украины, что расценивается изданием как «газовая привилегия» со стороны России.
Вспоминая об активном участии России в сирийском кризисе с самого начала его возникновения, большинство изданий все же пришли к единому выводу: по крайней мере сейчас Россия не намерена прямо включаться в события, связанные с борьбой с исламистами из организации ИГИЛ («Иракское государство Ирака и Леванта»). Как отмечает Milliyet (14.10), стратегия США на Ближнем Востоке, которая «берет на прицел ИГИЛ» и выбирает в качестве основного «поля боя» Ирак, должно быть, пришлась по душе России по целому ряду причин. Во-первых, на данный момент она не направлена против режима Асада. Во-вторых, она позволит устранить хотя бы часть находящихся в Сирии и Ираке «боевиков» из России и Средней Азии. В-третьих, неопределенный характер данной стратегии и вероятные разногласия внутри антиисламистской коалиции могут ударить по имиджу Запада на Ближнем Востоке. Кроме того, дестабилизация региона будет способствовать сохранению высоких цен на нефть и препятствовать реализации новых нефтегазовых проектов. И в конечном итоге занятость США и коалиции угрозой ИГИЛ снизит их давление на Россию.
Тем не менее, как отмечается в другой статье этого издания, Россия обеспокоена опасностью дальнейшей дестабилизации региона и тем, что к ИГИЛ присоединились «джихадисты» из России, которые могут, вернувшись назад, начать распространять свою идеологию и совершать теракты. В то же время издание встревожено тем, что ИГИЛ может стать новым предметом разногласий Турции и России, поскольку Москва явно не симпатизирует таким инициативам Анкары в Сирии, как создание «региона, запретного для полетов» или борьба против режима Асада.
Если на повестке дня действительно возникнет такая стратегия военной операции в Сирии, которая будет предполагать свержение Асада, Москва и Тегеран могут направить свои наземные войска в Сирию, считает Yeni Çağ (17.10). Напоминая, что руководство Турции настаивает на необходимости свержения сирийского правительства, издание задается вопросом: насколько оно готово пойти на риск войны с вооруженными силами этих государств? По мнению газеты, «если Россия и Иран перекроют газовые вентили, турецкая экономика попросту встанет», и приоритетом для Турции должен быть не уход Асада, а обеспечение стабильности в Сирии и Ираке.
Внимание Zaman (19.10) привлекли массовые антиправительственные выступления в Ереване 10 октября, которые, как отмечает издание, впервые были перенесены из гражданской в политическую плоскость. Особое внимание обращается на то обстоятельство, что новая оппозиция регулярно подчеркивает: выступления против нынешней власти Армении не предполагают антироссийских настроений. Иными словами, и оппозиция придает значение сохранению благоприятных отношений с Россией. Вместе с тем со ссылкой на результаты соцопросов издание сообщает, что союзу Армении с Россией симпатизирует подавляющее большинство населения Армении.
Отношения России и Армении также привлекли внимание обозревателя Yeni Çağ (18.10), который написал материал о перспективах развития этих отношений после подписания договора о присоединении к Евразийскому экономическому союзу. По его мнению, вступив в данный союз, Ереван сможет, с одной стороны, найти новых партнеров на евразийском пространстве, а с другой — начать использовать вопрос Нагорного Карабаха и (или) «геноцида армян» как средство пропаганды прежде всего в тех странах, которые входят в это евразийское объединение.