Неторопливые размышления при виде тянущейся за окном поезда бесконечной тундры в скором времени могут остаться уделом одних лишь русских романов. Китай и Россия решили привести Сибирь в эру высоких скоростей. Для этого Москва и Пекин договорились о строительстве высокоскоростной железнодорожной линии, которая может отправить на запасной путь легендарный транссибирский экспресс.
Как отмечает государственный китайский телеканал CCTV, в случае реализации проект позволит проделать путь из одной столицы в другую всего за два дня вместо нынешних шести. Речь идет о стройке поистине фараоновских масштабов: 7 000 километров путей через Казань и сумма в 230 миллиардов долларов. «Если с выделением средств все пройдет гладко, железнодорожную линию закончат не ранее чем через пять лет», — полагает китайский эксперт Ван Мэншу (Wang Mengshu). Этот революционный проект позволит сблизить столицы бывших империй, которые веками разделяли огромное расстояние и недоверие.
Кроме того, инициатива служит наглядным примером значительного укрепления связей Москвы и Пекина с начала украинского кризиса. На фоне конфликта с США и Европой на западном фланге Владимир Путин ищет в Азии источники политической и особенно - экономической поддержки. В начале недели президент России принял китайского премьера Ли Кэцяна, чтобы углубить сотрудничество. «Запад вынудил Россию повернуться к Китаю. Из-за санкций у российских предприятий не осталось другой альтернативы, кроме китайских поставщиков», — полагает Дин Ифань (Ding Yifan) из пекинского Института государственного развития.
Новый расклад
С лета было подписано множество двусторонних соглашений в сельскохозяйственной сфере, в частности по импорту мяса. А на гонконгской бирже россияне сливают ставшие бесполезными доллары и покупают юани, которые теперь превратились в новую валюту двусторонней торговли вместо зеленых банкнот. Этот фактор ускоряет выход китайской валюты на международный уровень и может привлечь к ней европейских инвесторов, которые не могут использовать доллар в операциях с Россией из-за американских санкций. Так, французская Total уже говорила о возможности перехода на юани для финансирования российских проектов.
Новый расклад ставит Пекин в позицию силы для развития технологического партнерства с Москвой, в том числе в сфере железных дорог и авиации. Транссибирский проект представляет широкие возможности для сбыта китайским компаниям, которые ведут борьбу с французской Alstom и немецкой Siemens на международном рынке. «Сейчас Россия предлагает то, на что никогда бы не согласилась раньше. Но для Китая США и ЕС все равно остаются более важными партнерами», — отмечает Дин Ифань.