"Я очень горд той работой, которую выполняет наш персонал, все части, участвующие в проводимой разведывательной операции, и об этом я доложил членам Комитета", - сказал главком Сверкер Йоранссон.
Оценивая ситуацию в целом, главнокомандующий назвал ее серьезной, более того, возмутительной:
- Положение серьезное. Я бы сказал - это возмутительно, что кто-то или что-то позволяет себе проникать на нашу территорию, - сказал Сверкер Йоранссон.
На вопрос о доказательствах главком ответил, что они косвенные, но достаточно серьезные, чтобы можно было начать такую операцию, что информация указывает на то, что подводная деятельность велась или ведется - добавил он.
Следующим уровнем доказательств было бы "потрогать" их, но в такого рода подводных операциях сделать это невероятно трудно, почти невозможно, и - исторически, т.е. оглядываясь на историю - такого еще никогда не случалось, - добавил главком.
На вопрос о конкретных результатах операции Сверкер Йоранссон ответил:
- Швеция и ее оборона посылает совершенно четкий сигнал: мы реагируем и действуем теми ресурсами, что у нас есть, сразу. Как только у нас появляются косвенные доказательства/ признаки нарушений такого типа. Такой сигнал: проведение военной операции подобного масштаба - это уже успех сам по себе, - сказал он. Конечно, продолжил главком, кому-то хотелось бы "физических", так сказать, доказательств, но я хочу еще раз подчеркнуть, что это крайне трудно, что это никогда еще не удавалось. Ни нам, и ни кому-либо другому, - добавил главнокомандующий.
Министр обороны Петер Хультквист- после встречи с Комитетом Риксдага по вопросам обороны - дал политическую оценку оперативной ситуации:
– Операция проводится профессионально и взвешенно. Нам важно показать, что мы отстаиваем целостность своей территории, наш суверенитет - сказал министр.
Вопрос о членстве в НАТО не становится более актуальным, вследствие происходящих событий, сказал он. Не стал он и комментировать вопрос о том, сколько денег понадобится на оборону, сославшись на то, что предложения по госбюджету будут обсуждаться в Риксдаге в четверг.
Опыт проводимой сейчас операции должен быть проанализирован и рассмотрен, когда в следующем году Риксдаг будет принимать решение о перспективном плане развития обороны страны. Какими будут выводы, станет ясно позже, - сказал министр обороны.
Далее мы предлагаем ретроспективу событий и дискуссий, которые велись в шведских СМИ за минувшие сутки.
Пока что военная операция в стокгольмском архипелаге по поискам подводных объектов - нарушителей продолжается с неослабевающей интенсивностью, хотя и в меньшем по площади районе, однако никаких четких наблюдений, которые могли бы привести к конкретным выводам, сделано не было.
Каждое утро в 8 часов проходит брифинг по итогам поисков за минувшую ночь, после чего в штабе принимают решение:
– Мы продолжаем операцию, находимся и на суше, и на море, идет разведка, а утром, в зависимости от полученных результатом, принимается решение о дальнейших действиях, - сказал командующий ВМФ контр-адмирал Андерс Гренстад/ Anders Grenstad вечером понедельника, добавив, что пока операция будет продолжаться до утра среды, но решение принимается каждые сутки.
Поиски сдвинулись в южные регионы стокгольмского архипелага.
Вчера вечером (понедельник) в штаб-квартире признались, что умышленно указали неверное расположение на местности тех пунктов, где были сделаны наблюдения и фотографии подозрительных объектов "с целью обмана потенциального врага". Или, как сформулировал это пресс-шеф Филип Симон/ Philip Simon, чтобы "не оказывать помощь иностранным/ чужеземным властям".
Разоблачили дезинформацию журналисты Шведского телевидения, выехавшие в указанное на пресс-конференции (в воскресенье вечером) место и не обнаружившие там того, что было на снимке.
Пресс-шефу штаба обороны пришлось принести извинения шведской прессе, а контр-адмирал Андерс Гренстад сказал, что все указанные на пресс-конференции позиции (их было три, обведенных красными кружочками, они указаны в наших материалах воскресенья) были "весьма приблизительными", а особенно одна - та, где был сделан снимок неопознанного подводного объекта, "была приблизительнее других".
Теперь, на пресс-конференции главнокомандующий говорит, что ошибка была случайной, а не умышленной дезиформацией:
– Это не было сознательно принятым решением. Мы не хотели ввести журналистов в заблуждение, поскольку вы для нас - важный инструмент, вы сообщаете информацию общественности, а наблюдения людей для нас очень важны, - подчеркнул Сверкер Йоранссон/ Sverker Göranson.
В утренней передаче Шведского радио P1 Morgon проводилось сравнение нынешней военной операции с охотой за подводными лодками в 1980-х и 1990-х годах. В беседе участвовали Эмиль Свенссон, бывший капитан 1 ранга и бывший глава группы анализа ВМФ (он лично участвовал в допросах советских офицеров севшей на мель подлодки U-137) и Кристиан Аллерман, бывший морской атташе в Москве, один из тех, кто возглавлял охоту за подлодками в 1990-е годы.
Эмиль Свенссон говорит об "эффекте дежавю́":
- У меня такое ощущение, что всё это уже было, - отвечает он на вопрос ведущей о своих ощущениях (фр. déjà vu - дежавю) и продолжает, что, если исходить из логики военных, то в происходящем есть своя логика:
- Если во времена холодной войны нарушения подводными лодками нашей территории были успешными, то - с точки зрения противника - этим можно воспользоваться еще раз, - поясняет Эмиль Свенссон.
Кристиан Аллерман говорит о шведских возможностях тех лет, когда оборона страны была на высоте:
- Тогда у нас было до 30 судов при поддержке 5-6 военных вертолетов и одного самолета, - перечисляет он. Сейчас у нас гораздо меньше ресурсов, но, с другой стороны, наши корветы класса "Висбю" и "Сундсвалль", а также минные тральщики, гораздо современнее и технически оснащеннее, чем это было в 1990-е годы, - говорит бывший морской атташе Швеции в Москве, рассказывая, как велись противолодочные операции тогда. Разумеется, считает он, можно вновь создать достойную оборону страны, для этого нужна политическая воля. Нужны время и деньги, - говорит он. На что ведущая беседу замечает, подводя итог, что и тогда шведским военным не удалось "поймать" ни одной субмарины. Кристиан Аллерман парирует:
- Нам удалось тогда создать угрозу в тех местах, где мы находились, с которой противнику приходилось считаться...
О том, какие выводы должны быть сделаны политиками из проходящих сейчас поисков, говорили редакторы двух разных органов печати: либерального журнала Neo Ивар Арпи/ Ivar Arpi и социал-демократической газеты Даладемократен/ Dalademokraten Йоран Грейдер/ Göran Greider.
Нужно сохранять спокойствие и не паниковать, считает Йоран Грейдер:
- Важно не делать поспешных выводов, и это касается как действий правительства, так и СМИ. До сих пор правительство вело себя осторожно и ни на кого не указывало в качестве нарушителя. Я очень рад, что Карл Бильдт больше не член правительства, и мы избавлены от "политического активизма", - как Грейдер называет поспешные выступления бывшего министра иностранных дел. Он цитирует слова нового главы шведского МИД Маргот Вальстрём, призвавшей к сохранению выдержки и спокойствия.
Ивар Арпи согласен с тем, что "надо держать голову холодной", но утверждает, в то же время, что Швеция реагирует с большим опозданием на целый ряд предыдущих инцидентов и к тому же, не имеет достаточных ресурсов для охраны или поисков в большом регионе. В этой ситуации начинают раздаваться голоса, призывающие к членству Швеции в НАТО:
- Я не вижу иной альтернативы, - говорит Ивар Арпи, утверждая, что было бы наивным думать, что мы можем убедить Россию в том, что ничего общего с Западом не имеем, что нам удастся дать "задний ход" и вернуться на прежние позиции, которые он называет "ностальгическими".
Может ли нынешняя ситуация привести к вступлению в НАТО?
- Риск велик, соглашается Йоран Грейдер и добавляет, что шведский народ плохо себе представляет, до какой степени мы уже сблизились с НАТО. Так что вопрос, по его словам, не в том, чтобы вступить в НАТО, а в том "как из него выйти", шутит он, считая, что сближение с НАТО ухудшило положение Швеции:
- Мы попадаем в напряженное поле геополитических интересов, и напряженность эта гораздо больше, чем раньше, - говорит он, утверждая, что шведский народ не вполне отдает себе отчет в том, до какой степени Балтийское море превратилось, по его словам, в "натовский регион", - сказал Йоран Грейдер во время дебатов в утренней передаче Шведского радио.