На 20 октября силы коалиции нанесли 541 воздушный удар по позициям Исламского Халифата в Сирии и Ираке, на войну с воздуха потрачено уже более 1 миллиарда долларов, но реального перелома в войне против исламистов не произошло. Ситуация в провинции Анбар и на подступах к Багдаду только ухудшилась.
Иракские чиновники из провинции Анбар просят о помощи и заявляют, что к штурму Багдада сегодня готовы уже около 10 тысяч бойцов Халифата, которым будут противостоять от силы 1500 американцев, треть из которых советники и инструкторы, а оставшаяся тысяча разбросана по всей стране и занимается в основном охраной международного аэропорта Багдада, посольства США в Багдаде, консульства в Басре на юге Ирака и консульства в Эрибле в Курдистане.
Несмотря на все призывы о помощи со стороны иракцев, США и их союзники пока не торопятся вводить в страну наземные войска.
В конце сентября Эрик Принс (Erik Prince), основатель Blackwater, начал акивно пропагандировать отправку частных военных компаний (ЧВК) на борьбу с Халифатом. Эрик Принс уверен, что тысячи вылетов самолетов коалиции ради нескольких сотен ударов с воздуха по «техничкам» и окопам исламистов — это неэффективные половинчатые меры и в прямом смысле деньги на ветер. По его мнению, необходимо срочно создавать экспедиционный корпус из ЧВК, которые займутся боевыми действиями на земле и зачистками в городской среде. Эрик Принс готов начать создавать такую силу и привлечь к проекту свою старую команду из Blackwater.
В начале сентября Эрик Принс также резко выразился о беспомощности администрации Обамы. Принс заявил, что если бы Обама не уничтожил его бизнес (Blackwater), то западные ЧВК уже давно бы были в Ираке, решили все вопросы с Халифатом и ушли бы оттуда без всякой шумихи в СМИ, политического раздрая и внутренних метаний администрации президента США. Эрик Принс буквально сказал, что народ платит конгрессменам за то, чтобы они дрались, дрались за (американские) ценности, и посоветовал конгрессменам поднять свои задницы и начать драться.
По данным Специального генерального инспектора США по реконструкции Ирака, в 2009 году в Ираке находилось более 150 тысяч сотрудников ЧВК (безусловно, лишь мизерная часть из них участвовала в боевых действиях). С 2003 по 2009 год 93 частные военные компании заработали всего около 6 миллиардов долларов только на охранных функциях, то есть всего в 6 раз больше, чем потратили США только лишь на бомбежку Ирака и Сирии в этом году. Примерно такие же бюджеты на военные функции ЧВК относятся и к 2009-2014 годах, если говорить именно о затратах на прямую частную военную безопасность. В мае 2014 года Обама попросил Конгресс США выделить еще 5 миллиардов долларов на борьбу с терроризмом на Ближнем Востоке. На эти деньги планировалась начать обучать зарубежных специалистов.
Зачем платить иностранцам, когда можно платить своим ЧВК?
Желающих отработать такие деньги сегодня хватает. Среди самих сотрудников ЧВК царят скорее позитивные настроения об отправке в Ирак на так уже называемую «Вторую Войну Контракторов». Впрочем, они считают, что вряд ли у «Второй Контрактной» в Ираке будет такой размах и масштаб, как ранее во времена Blackwater.
С другой стороны, возникает вопрос, какое число готовых воевать бойцов ЧВК реально удастся оперативно собрать против Халифата, численность вооруженных сторонников которого сегодня ЦРУ оценивает примерно в 20-30 тысяч человек.
По данным Министерства Обороны США, в Афганистане на начало осени 2014 года находились около 51 тысячи контракторов, из которых только около 3 тысяч непосредственно могли иметь отношение к боевым действиям, а не занимались строительством, логистикой, медициной, переводами и прочей хозяйственной деятельностью. В Ираке, по весенними данным, оставалось около 3 тысяч контракторов, из которых менее 2 тысяч непосредственно могли иметь отношение к боевым действиям. Число сотрудников ЧВК, выполняющих напрямую контракты от ООН, Госдепа, ЦРУ, европейских заказчиков и НКО в разы и разы меньше.
По некоторым подсчетам, в целом индустрия ЧВК сегодня может выставить не более 20 тысяч сотрудников, готовых воевать против Халифата, а по более прагматичным подсчетам их число не превысит и 10 тысяч человек. Багдад, как опасаются иракские чиновники, будет атаковать как раз такое же число исламистов.
Впрочем тот же Эрик Принс говорит о том, что ЧВК в Ираке будут лишь на острие копья, а общую поддержку боевых операций ЧВК будет осуществлять все та же армия.
«Билл» O’Райли, известнейший скандальный американский журналист, политический обозреватель и ведущий телепрограммы «Фактор О’Рейли» на телеканале Fox News, в сентябре шокировал США, заявив, что он устал от политической возни и нерешительности президента Обамы и его администрации, что любой нормальный военный понимает, что нужны войска на земле, чтобы победить Халифат, и что поэтому США и НАТО необходимо создать «англоговорящую высокооплачиваемую анти-террористическую армию ЧВК числом в 25 тысяч человек» и начать уже отправлять ее воевать против терроризма по всему миру. O’Райли также сообщил, что Генри Киссинджер в частной беседе подтвердил, что и он сам годами вынашивает подобную идею о создании анти-террористической армии ЧВК под эгидой США.
Не обошлось в этой истории и без Путина. «Что убивает Запад сейчас в войне с террором и Путиным, так это политика. Ничего нельзя сделать быстро, невозможно быстро мобилизовать свои силы... Это произойдет. Анти-террористическая армия ЧВК рано или поздно будет создана», — заявил О’Райли.
Эрик Принс считает, что применять ЧВК в Ираке и Сирии надо как можно быстрее, пока воздушные удары не привлекли еще больше бойцов в ряды Халифата и пока возвращающиеся из Сирии и Ирака исламисты не начали наносить массовые ответные удары уже внутри стран Запада. После начала воздушных ударов коалиции по Халифату в его ряды, по данным Сирийского центра мониторинга за соблюдением прав человека, влилось не менее 6 тысяч радикальных новобранцев, из которых 1300 — иностранцы.
По мнению Принса, время для подавления Халифата в зародыше уходит.