Нередко возникает вопрос: как подобрать ключ к пониманию Северной Кореи? А что если для этого достаточно просто перечитать Шекспира? Стоило Ким Чен Ыну, пухлому диктатору, который встал у руля страны в декабре 2011 года, этой осенью всего лишь на месяц исчезнуть с экранов телевизора, как у нас сразу же вообразили себе бурю над Пхеньяном. Однако это оказалась всего лишь буря в стакане. Ким III (власть, видимо, только разжигает его и без того неслабый аппетит) страдает от лишнего веса и просто прошел операцию на ахилловых сухожилиях. Все ждали Макбета, а получили Фальстафа.
То есть это происшествие не заслуживает и капли внимания? Не совсем. Когда речь заходит о Северной Корее, нередко можно услышать такой стереотип — это «королевство-отшельник», которое сгибается под диктатурой Кимов, завязло в замшелом сталинизме, замуровано в жалком страхе внешнего мира. Режим убежден в собственной правоте и поэтому до сих пор всячески сопротивляется демократии, свободному предпринимательству и движению людей и идей. Он выработал собственную идеологию, которая опирается на самодостаточность и изоляцию, чтобы не сказать затворничество. Иначе говоря, чтобы жить счастливо, давайте жить тайно.
Но если пропаганда режима кричит об этом на каждом углу, это не значит, что мы должны этому верить. И происшествие с лодыжками Ким Чен Ына является очередным тому доказательством. Дело в том, что в Пхеньяне хватает Тартюфов. А настоящая цель династии Кимов не в том, чтобы ее оставили в покое, а в том, чтобы о ней говорили.
Так было еще с основателем режима Ким Ир Сеном, который руководил страной почти полвека (1945-1994). Сейчас о нем по большей части уже забывают, потому что он умер до появления интернета и социальных сетей, однако для привлечения внимания к себе он чуть не развязал Третью мировую войну (война в Корее 1950-1953 годов), а затем наладил связи со всеми диктаторами на планете и превратил Пхеньян в Мекку терроризма. Его сын Ким Чен Ир, который за неимением возможности сниматься в Голливуде (такой была его тайная мечта) занял место отца, продолжил действовать в том же ключе. Сначала он завывал как волк целых десять лет, но затем привел угрозу в исполнение и дал стране атомную бомбу (испытания 9 октября 2006 года и 25 мая 2009 года). Его страна пришла в полный упадок из-за некомпетентности военного руководства и огромных военных расходов, ей пришлось пройти через страшный голод (1995-1997), она обескровлена. Западные СМИ называют его кровавым садистом. Но это не важно. По крайней мере, он нем говорят.
Ким Чен Ын мастерски принял эстафету. Он воинственен как его дед и чуть ли не каждый день грозит обрушить на Сеул огненный дождь. Он любит атомное оружие как его отец, провел новое испытание (12 февраля 2013 года) и постоянно организует пуски баллистических ракет. Он следует всем последним тенденциям, пишет гадости в сети, пробует руку в кибертерроризме и плодит слухи как все новые элементы одной фантасмагорической мозаики. Да, он женат, но он не приказывал расстрелять свою бывшую девушку. Да, он приложил руку к падению своего коррумпированного и продавшегося Пекину дяди Чан Сон Тхэка, но он не бросил его труп собакам. Да, он отсутствовал по медицинским причинам, но его никто не свергал. О нем думают и говорят весьма нелестные вещи. Но это неважно. Главное, что говорят.
На ум сразу же приходит вопрос: почему? Гротескное тщеславие, навязчивое стремление всегда оставаться в центре внимания СМИ? Кимы готовы на все ради славы подобно греческому Герострату, который поджег храм Артемиды в Эфесе? Быть может. Но у реальной политики есть более жесткие императивы. Как там говорят, Корея — всего лишь креветка, которая затесалась среди китов, Китая, России, Японии и США. И если киты устроят драку, что случится с крохотной корейской креветкой? Вооруженные силы, технические инновации, торговая агрессия — корейцы всегда стремились напомнить о себе своим могучим соседям, чтобы те не считали их чем-то вторичным и недостойным внимания.
Похожая стратегия поведения слабого по отношению к сильному свойственна и Южной Корее, которая полагается на свои «чеболи» (международные корпорации вроде Hyundai и Samsung) и культурную волну, чтобы заявить о себе на международной арене. Однако на Севере с его атомными провокациями и громкими заявлениями в СМИ она стала настоящим брендом, так словно угроза превращается в способ существования. А когда для ядерных испытаний и словесных эскапад не представляется удобного случая, в ход идет угроза отсутствием или бездействием, которое вызывает не меньшее беспокойство, чем действие. Режим уникален уже тем, что в нем лечебная операция привлекает к себе не меньше внимания, чем ракетный пуск!
Для Пхеньяна угроза тем важнее, что режим буквально ею живет. В 1948 году во время раздела полуострова у Севера были на руках все козыри: изобилие ресурсов, современная промышленность, квалифицированная рабочая сила. Однако сталинистская бесхозяйственность и идеологические капризы быстро поставили страну на колени. Потребовалось обратиться за внешней помощью. Чтобы получить субсидии и жизненно важную для экономики нефть, Кимы десятилетиями разыгрывали карту Москвы против Пекина и карту Пекина против Москвы. Но после 1989 года это стало уже невозможным. Поэтому Ким Чен Ир придумал атомный шантаж. Помогите мне или я устрою всем ядерный апокалипсис. Пока что блеф работает, и северокорейская экономика более-менее поправила свое положение.
Сколько еще времени будет продолжатся эта игра? Сложно сказать. Пока за столом останутся игроки, то есть пока у держав будет интерес в сохранении Пхеньяна: Вашингтон с его помощью оправдывает свое присутствие на Юге, Пекин скрывает собственные гнусности, а Токио пытается не допустить усиления корейских конкурентов. Кроме того, игра будет идти и пока СМИ говорят о выходках Северной Кореи. У них, разумеется, есть для того основания. Тирания Кимов, бесхозяйственность, абсурдность режима — все это достойно осуждения. Но как ни парадоксально, они тем самым против собственной воли играют на руку тем, кого критикуют. Они лишь распространяют ложь обманщиков планетарного масштаба, которые представляют себя отшельниками, однако на самом деле хотят лишь одного: развлечь зрителей.