Жертвы не могут быть всегда правы лишь потому, что оказались жертвами. За последние месяцы Украина, бесспорно, стала жертвой подрывной деятельности пророссийских сепаратистов с востока страны при активной поддержки России после того, как Владимир Путин решил аннексировать Крым.
Украинцев «наказали» за протест против отказа бывшего президента Виктора Януковича подписать соглашение об ассоциации с Европейским Союзом. Это народное движение, которое зародилось в ноябре прошлого года на киевском Майдане, привело к свержению Януковича и избранию нового, проевропейски настроенного президента Петра Порошенко. Кроме того, демонстранты потребовали борьбы с коррупцией, экономических реформ для ликвидации засилья олигархов и борьбы с обеднением населения, а также формирования правового государства.
Обвинения Human Rights Watch и Amnesty International
Это оказалось чересчур для Владимира Путина, который считает Украину искусственным государством, обязанным следовать примеру России как своим внутренним режимом, так и внешней политикой.
Запад совершенно справедливо выступил против нарушения Москвой не только существовавшей с окончания холодной войны системы отношений в Европе, но и международных договоренностей. Это относится, например, к подписанному Россией Будапештскому меморандуму, который гарантирует неприкосновенность территориальной целостности Украины. Не стоит забывать и о Хельсинских соглашениях 1975 года, которые стали гарантом нерушимости границ на европейском континенте. Аннексировав Крым и отправив войска в поддержку пророссийских мятежников, Кремль растоптал эти принципы.
Украинцы, стремившиеся к демократии активисты Майдана и попытавшиеся подавить восстание сепаратистов киевские власти, безусловно, заслуживают поддержки всех тех, кто ставит правовое государство выше «управляемой демократии» Владимира Путина. Точно также действия сепаратистов с востока Украины, которых представитель Франции в ООН называет не иначе как «гангстерами», заслуживают самого сурового осуждения. По данным немецкой разведки, именно на них лежит ответственность за крушение сбитого в июле ракетой земля-воздух самолета Malaysian Airlines.
Однако любые бесчинства, в которых можно упрекнуть сепаратистов, ни в коей мере не извиняют предосудительных поступков государственной украинской армии.
В докладе правозащитной организации Human Rights Watch, который был подготовлен по итогам совместного расследования с The New York Times, утверждается, что армия, как и сепаратисты, использовала осколочные снаряды при обстреле Донецка. Это привело к гибели мирных жителей, в том числе швейцарского сотрудника «Красного креста».
При подрыве осколочный снаряд накрывает шрапнелью площадь размером с футбольное поле. Их использование запрещено по конвенции 2008 года, которую до сих пор не ратифицировали Россия, Украина и США.
Представители украинской армии опровергли заявления Human Rights Watch, однако военных уже не впервые обвиняют в использовании столь жестоких методов.
По заявлениям Amnesty International, обе стороны совершили страшные зверства (на их счету в том числе и расстрелы без суда и следствия), которые можно рассматривать как военные преступления. Критика ревизионистской политики Владимира Путина и солидарность со сражающимся за демократию украинским народом не должны стать препятствием для осуждения нарушителей прав человека. Как раз-таки наоборот.