По прошествии 100 лет после начала Первой мировой войны и четверти столетия после краха коммунизма в результате многократных изменений политической географии европейского континента в ХХ веке в наши дни регион Восточной Европы переживает относительно тяжелые перемены. Происходит это на фоне таких важнейших международных процессов, как борьба с «Исламским государством», возглавляемая скороспелой коалицией под руководством Америки и ключевых стран-членов НАТО, усилий по сдерживанию лихорадки Эбола, от которой уже скончались более 4300 человек, и политические трансформации на Ближнем Востоке. Сопровождается это символическими и подчас экстремистскими действиями, а также словесными баталиями между представителями руководства стран Запада, России и Восточной Европы. Данное обстоятельство демонстрирует слабость лидеров этих государств в деле установления искусственного баланса между псевдокапитализмом, крайнем национализмом и стремлением Путина возродить российскую мощь и самобытность.
Реальность такова, что спустя более 25 лет после падения коммунистической диктатуры и унитарных структур ситуация, существующая в странах этого региона, с большим трудом поддается какому-то описанию, а комплекс мер, направленных на установление демократических институтов на основе политического плюрализма, гражданского общества и рыночной экономики, не достиг устойчивых результатов. Что же касается экономической сферы, то здесь приходится констатировать тот факт, что основные капиталы этих стран находятся в руках лишь узкого круга людей. Так, например, в охваченной кризисом Украине более 70% текущего капитала находятся во владении менее чем 80 олигархов. Приблизительно такая же ситуация наблюдается и в большинстве других стран бывшего коммунистического лагеря, включая Россию. Конечно, проблема распределения финансовых средств внутри Европейского союза также вызывает опасения экспертов и сотрудников неправительственных организаций, потому как средний уровень доходов на душу населения внутри ЕС отличается в разных странах союза более чем в десять раз. К примеру, в таких государствах, как Люксембург и Швейцария, этот показатель равняется 45 тысячам евро, а в Болгарии – всего шести тысячам. Что касается развития гражданского общества и демократических структур стран-членов ЕС, то ситуация там тоже немногим лучше. На днях заместитель госсекретаря США Виктория Нуланд, посетив ряд стран региона, весьма резко предупредила их лидеров, заявив, что им не стоит тешить себя пятой статьей хартии НАТО и необходимо предпринимать еще больше усилий для установления демократической стабильности, гражданского общества и рыночной экономики, а также вести борьбу с коррупцией во всех сферах. Что же касается Евросоюза, то внутри его структур ведется острая критика по поводу сложной ситуации неправительственных организаций Венгрии, из-за чего в последнее время в самом Будапеште прошло уже несколько митингов.
Другим углом треугольника является проблема усиления национализма, который за последний год смог уверенно заявить о себе на Украине благодаря организованным протестам при поддержке Запада. Националистические провокации на Украине за год унесли жизни более трех тысяч человек и нанесли ущерб народу этой страны в размере как минимум десяти миллиардов долларов. Национализм породил русский сепаратизм и привел к отделению Крымского полуострова, из-за чего Запад ввел санкции против России. Против этих санкций выступают многие страны из числа недавно присоединившихся к Евросоюзу, включая Венгрию, Болгарию, Словакию и даже Италию. Интересно то, что введение антироссийских санкций венгерский премьер-министр оценил как выпад в его сторону. Между тем, продолжается процесс открытого противостояния и обмена колкими замечаниями между лидерами России с одной стороны и Украины, Соединенных Штатов и стран Западной Европы с другой, что позволяет некоторой части видных мировых политиков говорить о начале новой холодной войны. В связи с этим в одном из своих последних интервью Михаил Горбачев назвал бесполезным нынешнее противостояние между Россией и США и подчеркнул, что на фоне взаимного обмена угрозами представителями Москвы и Вашингтона основанием для ухудшением двухсторонних отношений стали две проблемы: расширение НАТО и размещение комплексов противовоздушной обороны в Польше, Румынии и Турции. С другой стороны, мы являемся свидетелями роста крайне националистических настроений в странах Восточной Европы, особенно на Балканах. Последним примером этого стал срыв футбольного матча между Албанией и Сербией в Белграде, когда на стадионе был поднят флаг нового независимого государства Косово и игроки обеих команд устроили между собой драку. Об аналогичных тенденциях свидетельствует и успех националистических партий сербов, хорватов и боснийцев на последних выборах в Боснии и Герцеговине.
Наконец, третьим углом этого треугольника является возрождение российской самобытности и рост влияния России на международной арене, особенно в европейской политике. Путин долгие годы предпринимал усилия для стабилизации экономики и безопасности тех или иных стран и несколько раз даже был вынужден пойти на компромисс по таким проблемам, как оккупация Ирака и Афганистана, получение независимости Косово и политические трансформации в ряде арабских стран в результате исламско-арабской весны. Однако с началом сирийского кризиса и попыток западных стран свергнуть Башара Асада российский лидер уверенно заявил о своем несогласии с политикой Запада. Тем самым он положил начало новому этапу в истории международной дипломатии и отношений между Востоком и Западом. Благодаря позиции Путина, заручившегося поддержкой китайского руководства и активно защищавшего Башара Асада, были сорваны попытки стран Запада во главе с США принять резолюцию о военном вторжении в Сирию. Кроме того, Россия молниеносно и вполне эффективно прореагировала на ожесточенное противостояние, начавшееся на Украине. Она активно стала проводить собственную политику, не взирая на мнение Соединенных Штатов и Евросоюза, и присоединила к себе Крым. После установления перемирия на востоке Украины российское руководство стало обдумывать тактику укрепления своих отношений с балканскими государствами. Именно об этом говорит последний визит Путина в Белград, где он был тепло встречен сербским руководством, несмотря на косвенные угрозы в его адрес со стороны Европейского Союза.
Для Москвы транспортные энергомагистрали в юго-восточной части Европы имеют жизненно важное значение, при этом приоритетной задачей российского руководства остается реализация ключевого проекта «Южного потока». Русские прекрасно осознают, что с приближением зимнего времени года возрастет энергопотребление Европы, особенно в плане газа, поэтому они не желают лишаться своей монополии на энергетическом рынке европейских стран. Россия извлекла максимум прибыли от противоречий между Ираном и Западом по ядерной проблеме, оградив энергетический рынок Европы от заманчивых возможностей и колоссальных запасов нефти и газа Исламской Республики.
В целом, в последние месяцы 2014 года международная политика переживает серьезнейшие изменения, чреватые большой опасностью. Их возможным результатом могут стать важнейшие трансформации в структуре международной геополитики и глобальной политической географии, а также консолидация сильных государств в Евразийском регионе в общем и Восточной Азии в частности. В Европе, которая в новом 2015 году будет отмечать семидесятилетнюю годовщину окончания Второй мировой войны, наблюдаются столь опасные явления, как ультранационализм, разного рода движения за независимость, многочисленные экономические и социальные проблемы и кризис в отношениях с Россией. Урегулирование всех этих вопросов в краткосрочной перспективе будет весьма затруднительно. Дело в том, что помимо единоличных и коллективных усилий тех или иных политиков в Европе, конечный результат будет в значительной степени зависеть от общей международной обстановки, процесса борьбы с «Исламским государством», событий на Ближнем Востоке, исхода переговоров между «шестеркой» посредников и Ираном по его ядерной проблеме и российско-американских отношений, которые переживают довольно трудный период ввиду агрессивной политики США и, в частности, планов расширения НАТО на Восток.