Atlantico: «Ваш ребенок, скорее всего, не поступит в один из лучших университетов и не получит спортивную стипендию», — напоминает в The New York Times автор бестселлера «Французское воспитание» (Bringing Up Bébé) Памела Дракерман (Pamela Druckerman). Получается, сегодня родителям как никогда сложно признать, что их ребенок вовсе не маленький гений? Такая культура достижений с самой колыбели существовала всегда? И если нет, откуда она пришла?
Пьер Дюрио: На самом деле эта культура тесно связана с «надежностью» современных детей. В отличие от предыдущих столетий с их ужасающей детской смертностью, сегодня ребенок практически всегда выживает, и его начинают рассматривать как наследника и будущего взрослого сразу после рождения, а не по окончанию детских лет. Получается в некотором роде «воображаемый» ребенок, который становится результатом желаний пары и возложенных на него надежд. У родителей возникает вполне понятное желание того, чтобы их дети встали во главе компании, получили хорошее образование, заработали состояние... Кроме того, многим хочется, чтобы дети поднялись выше их по социальной лестнице, и в этом существенную роль играет хороший школьный аттестат. В некотором роде такое давление становится обратной стороной медали системы «ребенок-король». Детей обычно всего один-два, и они должны во что бы то ни стало добиться успеха, оправдать возложенные на них ожидания, воплотить в жизнь воображаемый образ. Такова концепция школьных достижений в новом потребительском мире. Если нет, тем хуже для него. Явный дисбаланс между воображаемым и реальным ребенком может повлечь за собой драматические последствия. Одна из главных задач родителей заключается в том, чтобы понять, что воображаемый ребенок не может быть настоящим, причем не только в учебе.
Анн Пеймира: Современные родители крайне требовательны к самим себе и своим детям. Они хотят работать, заниматься спортом, развлекаться... И в то же время им нужно, чтобы их дети хорошо учились, занимались какой-нибудь внеклассной деятельностью, общались со сверстниками, рисовали, реализовывали себя в творчестве...
Культура достижений, безусловно, всегда существовала в некоторых семьях, но особенно широкое распространение она получила именно сейчас. Это может быть связано с тем, что сейчас родители проводят больше времени с детьми, чем в прошлом, несмотря на высокую занятость (в среднем на восемь часов в неделю больше, чем в 1950-х годах). Поэтому у них больше времени, чтобы думать о таких вещах.
Они могут внимательнее следить за тем, чем занимаются их дети, и для некоторых это может стать источником стресса, если результаты не соответствуют ожиданиям и/или вложенным силам.
— Что бы вы могли посоветовать родителям, чьи дети оказались «средними» учениками, то есть не хорошими, но и не плохими? Как следует вести себя с такими детьми во время учебы?
Пьер Дюрио: Не стоит сходить с ума. Средние показатели в учебе ничего не значат в плане будущих профессиональных достижений. И это объясняется целым рядом причин. В первую очередь это связано с самой образовательной системой, в которой лучшими учениками становятся самые покладистые, некоторым образом, лучшие попугаи. Поэтому если ребенок не достиг высот в повторении и находится где-то в середине класса, в этом нет ничего драматического. Кроме того, нужно отметить результаты серьезных научных исследований насчет профессионального пути человека. Они говорят о том, что успехи в школе не имеют такого уж решающего значения. Инициативность, умение грамотно распределять время, общительность, навыки приспособления к среде — все это гораздо более важные качества, которые напрямую не связаны с успехами в школе. Умение управлять своими чувствами, упорство и смелость значат гораздо больше пятерок.
Наконец, как это отмечают многие аналитики, нужно сказать об отрицательных качествах вроде конформизма, лжи, предательства, ударов в спину, бессовестности, умение проглотить обиду или переспать с нужными людьми. Сегодня все это становится важным инструментом успеха в профессиональной среде помимо дипломов и навыков. Начальная и средняя школа, в которых формируются будущие навыки детей, представляет собой фазу строительства личности, а не профессионального программирования.
Анн Пеймира: Очень важно помогать каждому ребенку в учебе. Существуют способы сделать это так, чтобы позволить ему добиться результатов и в то же время избежать лишнего стресса. В результате он сможет учиться лучше и быстрее.
Самый простой совет заключается в том, чтобы начинать обсуждение домашней работы с положительных моментов. Если немного постараться, везде можно найти что-то хорошее или по крайней мере неплохое. Если родители сразу же начинают с того, что не получается, как ребенок будет доверять им и откуда у него возьмется желание стараться, чтобы стать лучше?
— Существует ли некая похожая тенденция вне школы? Могут ли некоторые родители оказывать на детей чрезмерное давление в том же спорте, даже если у тех нет к нему никакой предрасположенности? Чем в таком случае рискуют эти дети?
Пьер Дюрио: Это очень распространенное явление. Родители пытаются с самых ранних лет привести ребенка в спорт или искусство. Они хотят, чтобы он стал чемпионом, потому что они сами в прошлом были чемпионами или мечтали ими стать. Взрослый хочет, чтобы ребенок стал наследником его спортивных достижений, или мечтает сам почувствовать себя чемпионом через ребенка. Бывает, что у ребенка есть желание и возможности, и тогда все идет хорошо. Но у ребенка может появиться желания, но не оказаться возможностей. Или ни того, ни другого. А это уже может привести к неприятию или плохому обращению.
Анн Пеймира: По счастью, чаще всего родители все же остаются реалистами. И не требуют от ребенка невозможного. Тем не менее некоторые все равно слишком сильно давят на ребенка и беспокоятся прежде всего о его результатах, а не благополучии и получаемом от этой деятельности удовольствии. Так, например, родителям не понравится, что ребенок недостаточно часто участвует в матчах баскетбольной команды, и сделают вывод, что его там не ценят, хотя им в первую очередь стоило бы задуматься о чувствах самого ребенка. В таком случае ребенок может либо перенять стресс родителей, либо воспротивиться давлению и потерять интерес к спорту.
— Как сделать так, чтобы «средний» ребенок смог получить для себя как можно больше от образования и добиться лучшего в жизни с точки зрения своих изначальных возможностей? Существуют ли какие-то ключевые моменты, которые могут указать заботливым родителям на успехи детей?
Паскаль Дюрио: Средний ребенок — это обычный ребенок, и такую форму нормальности нужно ценить. Хотя занятия с лентяем не приносят отдачи, заботиться о сверходаренном ребенке тоже может быть очень непросто. Здесь не стоит слишком сильно полагаться на школу, потому что уже упомянутые отрицательные и положительные человеческие качества играют куда большую роль, в том числе при приеме на работу. На собеседовании оцениваются коммуникабельности кандидата, его общий уровень культуры, умение справляться со стрессом, а не просто его достижения в учебе. Поэтому не стоит слишком уж полагаться на результаты в учебе, нужно оценивать ребенка в целом, а не только как ученика. Отношения с другими людьми, взрослыми, к работе, способность оставаться одному, самостоятельно находить решения, интересоваться сложными вещами, владение языком — все это как минимум столь же важно, как успехи в учебе. Каждому ребенку нужно, чтобы вокруг него была способная обогатить его среда, чтобы с ним проводили время. Он должен понимать, что разрешено, а что запрещено, потому что это станет основой для построения личности. Если постоянно поддаваться и уступать ему, он может стать настоящим тираном.
Анн Пеймира: Нужно помогать ребенку, поддерживать его так, чтобы он хорошо чувствовал себя. Если родители испытывают разочарование, ребенок почувствует это. Мне кажется, что главное — это родители. Если родители постараются заметить пусть даже небольшие достижения ребенка и покажут ему это, у него появится стимул для развития и реализации своего потенциала. И он сможет добиться большего чем в том случае, когда родители настолько требовательны, что, сами того не желая, создают у ребенка отрицательное самовосприятие.
Ничего рокового здесь нет. Каждый ребенок может добиться большего, если родители ценят и поддерживают его, а не демонстрируют усталость и разочарование.
Успех — это не абсолютное понятие, а переменная концепция, которая меняется в зависимости от родителя. Поэтому я призываю всех родителей подумать о том, чего они ждут от ребенка с учетом собственных приоритетов и его способностей.
Пьер Дюрио, преподаватель начальной школы;
Анн Пеймира, родительский консультант.