В декабре прошлого года в Вильнюсе украинский президент Янукович отказался подписать договор об ассоциации с ЕС. Новоизбранный президент Порошенко его на прошлой неделе подписал.
Хорошо известен тот факт, что решение не подписывать было лишь предлогом для начала демонстраций против коррумпированного режима. И хотя это несколько упрощает историческую и политическую реальность, все же «неподписание» и подписание являются двумя вехами, события между которыми также можно рассматривать как ту цену, которую Украина должна была заплатить за подписание договора об ассоциации. Так что же за эти 10 месяцев между «неподписанием» и подписанием произошло?
В первый месяц на Майдане произошло масштабное выступление демократических сил, было продемонстрировано демократическое желание украинцев лучшей жизни. Участвовали миллионы людей. После того как «народ Майдана» отверг политическое решение, которое в феврале подписали министры иностранных дел ЕС и президент Янукович, появились первые жертвы, были разграблены первые склады с оружием. Вооруженные группировки «народа Майдана», а это в основном представители «Правого сектора», начали терроризировать некоторые сельские районы. Украина потеряла Крым, а в Луганске и Донецке началась война. К тысячам мертвых украинцев и русских прибавилось 280 пассажиров малазийского самолета. Из воюющих областей бежали миллионы жителей. Для понимания ситуации добавим, что 800 тысяч людей бежали в Россию, а 200 тысяч — в другие области Украины. Это называется «голосование ногами». Экономика Украины распалась. Нет энергетических источников. Россия отказалась поставлять газ в долг, а у Украины нет денег. Зима на пороге. Русская зима.
Европейский Союз и его политики все время, пока проходили демонстрации, поддерживали Майдан. Политические лидеры ЕС предупреждали президента Януковича, чтобы он не использовал против собственного народа насилие, а менее высокопоставленные политики ЕС ездили на Майдан произносить речи и поддерживать «революцию». Подписав договор об ассоциации, Украина заявила об ориентации на Европейский Союз и его ценности и об отходе от России. Но цена этого подписания была высока, и она продолжает расти. Никто не знает, как закончить войну на востоке страны. Украина, по всей видимости, станет «расколотым государством» с нечеткими границами и пророссийским сепаратистским режимом в нескольких областях.
Но еще более актуальной проблемой является приход зимы и недостаток газа, или же недостаток денег, на которые Украина купила бы газ. Если Россия прибавит к цене газа долги прошлых лет, то получатся миллиарды евро. Это будет трудным решением, но очень скоро политикам ЕС придется задаться вопросом: можем ли мы оставить Украину через месяц после подписания договора об ассоциации замерзать? Я лично скажу «нет, не можем». Цена газа представляет собой новые расходы за подписание договора об ассоциации. Но граждане ЕС совершенно точно начнут спрашивать, по какой цене элиты Евросоюза договаривались о подписании договора об ассоциации.
Томаш Йирса — сенатор Чешской Республики от партии ODS.