Европейский центральный банк только что опубликовал результаты новых «стресс-тестов» банков Евросоюза, надеясь убедить финансовые рынки в том, что банковская система сегодня достаточно сильна, чтобы выдержать очередной кризис. Последние усилия — большой шаг вперед по сравнению с предыдущими попытками, которые подвергались всеобщим насмешкам, так как казались слишком мягкими. Но все равно этого явно недостаточно.
Стресс-тест состоял из двух частей. Первая включала детальное изучение займов с целью понять, обладают ли они тем достоинством, о котором говорят банки. Выяснилось, что большая часть банков из числа проверяемых переоценила свои активы на общую сумму 47,5 миллиарда евро в конце прошлого года. Цель второй части теста — выяснить, достаточно ли у банков при правильной оценке активов капитала, чтобы без потрясений выдержать еще одну рецессию и крах на финансовом рынке. Обнаружилось, что у 25 банков капитала недостаточно, а 13 банкам необходимо набрать сумму в 9,5 миллиарда евро в дополнение к тому, что они прибавили на сегодняшний день в текущем году.
Столь тщательная проверка пошла на пользу. Deutsche Bank в этом году увеличил капитализацию на 8,5 миллиардов евро, чтобы повысить свои шансы на прохождение стресс-теста. Такие слабые банки, как португальский Banco Espirito Santo и австрийская группа Volksbanken, проводят реструктуризацию либо закрываются. Укрепляя систему и усиливая доверие к ней, стресс-тесты ЕЦБ могут остановить и развернуть тенденцию двухлетнего спада в сфере кредитования частного сектора. По крайней мере, есть такая надежда.
Но проблема в том, что даже эти новые тесты оказались слишком мягкими. Экономисты из швейцарского Центра управления рисками в Лозанне оценивают нехватку капитала у всего 37 банков в 500 миллиардов евро, в то время как в выборке ЕЦБ из 130 банков дефицит составляет примерно 10 миллиардов. В более строгом тесте швейцарцы использовали методику, имитирующую реальное поведение рыночной стоимости собственного капитала в условиях стресса.
В определенном смысле у ЕЦБ есть все основания для того, чтобы проявлять строгость. Ему надо было развеять сомнения, порожденные предыдущими неубедительными проверками. Кроме того, 4 ноября он станет наднациональным контролером всех банков из зоны евро, и с этих пор все нерешенные вопросы лягут на его плечи. Однако ЕЦБ понимал, что, если он будет вести себя слишком жестко, удар по доверию может сбросить ЕС обратно в пропасть кризиса. Подъем в зоне евро и без того остановился, и он стоит на пороге дефляции. В этих условиях тревожные доклады о банках могли больше навредить, чем помочь.
Поэтому при организации проверок пришлось избрать компромиссный подход. В ходе стресс-тестов использовался такой показатель величины капитальных активов, в котором активы взвешиваются по степени риска. Такая методика позволяет подогнать цифры. В ней игнорируется замораживание кредитов, вынужденная продажа активов и пагубное влияние, способное в плохие времена привести к огромным потерям. В самом пессимистическом сценарии на 2015 год прогнозировалось снижение производства в зоне евро всего в 1,4 процента (в 2009 году такое снижение составило 4,5 процента). И никаких государственных дефолтов.
Наибольшую тревогу вызывает то, что зона евро по-прежнему очень слабо подготовлена к действиям в условиях нового банковского кризиса. У многих стран нет бюджетных возможностей для рекапитализации банков, терпящих бедствие. Новый банковский союз Европы, призванный разорвать связь между финансами банков и национальных правительств, получит в свой фонд всего 55 миллиардов евро. Помимо этого практически нет договоренности о распределении нагрузки на случай очередного финансового краха.
Новые тесты — это небольшой шаг вперед. Они не развеют те страхи, которые охватили банковскую систему и экономику региона.