Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Будущее Китая и России: сможет ли Давид свалить Голиафа?

У сторонников демократии есть основания надеяться, что история на их стороне.

© East News / AP Photo/Kin CheungПротестующие в центре Гонконга защищают баррикады
Протестующие в центре Гонконга защищают баррикады
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Наука о сложности, или синергетика, помогает нам понять, какой путь уготован Китаю и России. Первый курс на возрождение сталинского прошлого ведет к ужесточению диктатуры внутри страны, к подавлению независимости на окраинах и к зарубежной экспансии. Второй путь приводит к нарушению централизованной власти внутри страны и к отказу от имперской экспансии.

Зарождающаяся наука о сложности, которую развивают в Институте Санта-Фе и в других местах, говорит о том, что здоровое общество не может развиваться под тяжким бременем деспотии и в условиях ее противоположности - анархии. Иерархически организованная власть не может порождать дееспособное общество, которое готово справляться со сложными вызовами современной жизни. Здоровое общество появляется из самоорганизации, находящейся у грани хаоса. Самоорганизовавшиеся демонстранты в Гонконге требуют большей самоорганизации; аналогичные группы в России выступили против Путина и потребовали, чтобы он оставил в покое Украину. Репрессии какое-то время дают результат, но имеют тенденцию пожирать своих создателей.

Наука о сложности, или синергетика, помогает нам понять, какой из двух путей уготован Китаю и России. Первый курс на возрождение сталинского прошлого ведет к ужесточению диктатуры внутри страны, к подавлению независимости на окраинах и к зарубежной экспансии. Второй путь приводит к нарушению централизованной власти внутри страны и к отказу от имперской экспансии. Материальные активы в руках властей в Пекине и Москве склоняют их к первому сценарию. Но маленькие Давиды иногда могут повалить Голиафов. Так, Прибалтика стала катализатором распада СССР, а теперь Гонконг и Украина похожим образом бросают вызов имперским диктатурам Китая и России.

Президенты Си Цзиньпин и Владимир Путин уничтожают зеленые побеги политической и экономической свободы. Каждый из них избавляется от конкурентов, назначает своих ставленников управлять регионами и мешает доступу граждан в интернет и к прочим источникам, через которые они могут получать информацию в обход цензуры и делиться ею. Каждый пытается подавить инакомыслие и этнические меньшинства, борющиеся за свободу. Примеров тому множество. Китайские власти пожизненно посадили в тюрьму профессора-уйгура, который требует равноправия и культурной автономии для своего народа. Путин бросает за решетку потенциальных соперников и грабит частные корпорации, чтобы обогатить своих дружков, а также усилить государство. Кремль разыгрывает националистическую карту в России и среди «соотечественников» в бывших советских республиках, таких как Украина и Латвия.

Несмотря на свои недостатки, второй путь расширяется и становится сильнее. Почему? Диктат сверху донизу умерщвляет дух. Централизованная власть неэффективна. Отсутствие свободы мысли и самовыражения позволяет китайским и российским лидерам плодить гигантские проекты, которые наносят ущерб окружающей среде и вредят основным потребностям человека. Китайские власти игнорируют ущерб, который наносит плотина «Три ущелья», а теперь к тому же прокладывают огромные каналы, чтобы направить воды Янцзы в засушливые северные районы. Путинский Кремль, как и в сталинские времена, действует так, словно чем больше, тем лучше. Он поддерживает проекты по добыче газа и прочих ресурсов, и в то же время, очень мало делает для развития легкой промышленности, которая улучшила бы качество жизни людей.

Крымские татары на митинге, посвященном семидесятилетию депортации, в Симферополе


Угнетение порождает возмущение. Россия по-прежнему держит в своих руках Калининградскую область, как сейчас называют Восточную Пруссию, и усиливает там свое военное присутствие, чтобы угрожать Эстонии, Латвии и Литве. Однако в области живет 100 тысяч мусульман, которые более двадцати лет не могут построить там мечеть. Они намереваются обратиться в Европейский суд по правам человека, поскольку власти не дают им приобрести землю для постройки мечети, а некоторые даже угрожают «майданным» мятежом по украинскому образцу. Мусульмане в Крыму и Татарстане рассержены, поскольку считают, что русские их угнетают. Во многих бывших советских республиках Русская православная церковь пытается сдержать распространение как ислама, так и западного христианства.

Китайские руководители стремятся избежать судьбы других коммунистических систем. Они полагают, что советские и югославские лидеры сделали глупость, когда пошли навстречу требованиям этнических меньшинств. Путин тоже плюет на попытки умиротворения. Он намерен забирать молодых чеченцев и жителей Крыма в российскую армию, которой не хватает здоровых новобранцев из-за ухудшения здоровья общества.

Изменилась не только периферия империи, но и мир за ее пределами. Сегодня очень немногие страны признают российскую власть над Крымом, а Киев теперь может присоединиться к энергичному трансатлантическому сообществу, которого не было, когда украинцы боролись за свободу в 1918 и в 1945 годах. Гонконг пользуется меньшей поддержкой со стороны, нежели Украина, однако его пример наверняка вдохновит Синьцзян-Уйгурский автономный округ и прочие китайские окраины, а также воодушевит демократов внутри Китая.

Си Цзиньпин призывает Тайвань «воссоединиться» с материковым Китаем в рамках действующего в Гонконге механизма «одна страна, две системы», хотя его ставленники травят газом и угрожают гражданам Гонконга, стремящимся жить в собственной системе. Русские могут выиграть, последовав примеру прибалтийских республик. Но вместо этого Кремль тянет своих подданных обратно в сторону Сталина и Петра Великого.

И Си Цзиньпин, и Путин могут последовать примеру Сингапура. Там однопартийная система власти способствует развитию деловой активности и укреплению политической стабильности, но зато мешает инновациям в технологиях и искусстве. Китаю и России лучше пойти по стопам Тайваня, где в начале 1980-х годов авторитаризм уступил место демократии. Тайваньские предприниматели и инженеры сегодня добиваются превосходных результатов, а политические партии острова активно соперничают на выборах. Жители Тайваня почувствовали вкус свободы и борются за ее сохранение.

Тоталитарные лидеры полагаются на то, что массы из-за отсутствия у них материальной силы сдадутся и уступят иерархической власти. Демократы же считают, что история на их стороне.

Уолтер Клеменс-младший — почетный профессор политологии Бостонского университета и научный сотрудник Дэвисовского центра российских и евразийских исследований при Гарвардском университете. Он автор книг The Baltic Transformed (Преобразованная Прибалтика) и Complexity Science and World Affairs (Синергетика и международные дела).