Древний человек, известный как «хоббит», заставил изучающих эволюцию биологов отправиться в очень неожиданное путешествие. В 2004 году команда ученых во главе с археологами Майком Морвудом (Mike Morwood) и Питером Брауном (Peter Brown) объявила о находке скелета гоминина ростом в один метр, необычайно миниатюрного телосложения и с маленьким черепом. Обнаружили скелет в пещере Лианг Буа на индонезийском острове Флорес. В опубликованных в 2009 году докладах говорилось о том, что в этом месте ученые нашли гораздо больше ископаемых останков, в том числе, восемь хоббитов.
Известный ученым как флоресский человек, хоббит обладает весьма необычным скелетом. Отчасти его анатомическое строение похоже на очень древних людей. Согласно данным анализа, найденному скелету около 18 тысяч лет. Это значит, что примитивные на вид хоббиты жили в то же время, что и современный человек (Homo sapiens), появившийся около 200 тысяч лет тому назад. Иными словами, похоже, что хоббит – это последний выживший на то время человеческий вид, не считая нашего собственного.
На этой неделе исполняется десять лет с тех пор, как в журнале Nature появились первые публикации с описанием хоббита. Но даже по прошествии наполненных дебатами десяти лет крошечный скелет продолжает вызывать споры и разногласия. Некоторые специалисты утверждают, что скелет представляет не отдельный вид, а просто является умершим современным человеком. В конкурирующих между собой теориях на тему происхождения флоресского человека и того, как он добрался до Индонезии, легко затеряться. Поэтому предлагаем вам путеводитель по тому, что ученые знают об этой необычной находке, а что им неизвестно.
Почему хоббит такой странный?
Поначалу археологи подозревали, что нашли кости ребенка современного человека. Однако более тщательный анализ заставил их переменить свое мнение. У более старого гоминина, известного как австралопитек афарский, и представленного останками знаменитой «Люси», крепкие челюсти, расширяющиеся к концам бедренные кости и короткие ноги. Такие же особенности и у флоресского человека. Маленький череп хоббита указывает на то, что у этого вида мозг был размером с апельсин, напоминая другой древний вид – Homo habilis, или человек умелый, который жил 2,4-1,4 миллиона лет назад. У хоббита – выдающиеся вперед надбровные дуги, толстая черепная коробка и такая же структура мозга, как у человека прямоходящего, который появился почти два миллиона лет тому назад. Когда ученые углубились в исследование хоббита, стало ясно, что у него весьма любопытная смесь современных и примитивных черт. «Это похоже на то, как внезапно у нас в руках оказалась лаборатория эволюции человека, которая происходила на планете Земля, и о которой мы ничего не знали», – говорит палеонтолог Рик Поттс (Rick Potts), возглавляющий программу происхождения человека в Национальном музее естественной истории.
Уверены ли мы, что хоббит – это не просто очень низкий современный человек?
Учитывая молодой возраст скелета, некоторые специалисты предположили, что флоресский человек представляет современного человека с карликовостью, синдромом Дауна или иной патологией, чем и объясняется его маленький рост и головной мозг. Но ни одной из современных патологий человека нельзя объяснить все черты хоббита. Что примечательно, кости у флоресского человека не имеют некоторых характерных черт костей ступни, лица и запястья современного человека, таких как трапециевидная кость в наших запястьях. Но это не остановило ученых, которые продолжают споры о том, действительно ли человек флоресский является уникальным видом.
Так откуда же появился хоббит в процессе эволюции?
Не из Шира. Пожалуй, самая распространенная версия состоит в том, что флоресский человек эволюционировал из какой-то разновидности эректуса, или человека прямоходящего. Так уж совпало, что останки эректуса были обнаружены на индонезийском острове Ява. Самые первые останки человека прямоходящего были найдены за пределами Африки, в грузинском местечке Дманиси. Они также показали, что эти гоминины не всегда были крупными и рослыми, как мы думали. Скелеты из Дманиси меньше, и они сохраняют некоторые примитивные черты. Все это указывает на то, что группа ранних хомо эректус могла добраться до материковой юго-восточной Азии, а какая-то часть популяции оказалась на Флоресе, положив начало хоббитам.
А может он быть еще старше?
Это было бы весьма интересно. С учетом сходств в анатомическом строении между Люси и человеком умелым, вполне возможно, что у хоббитов были более древние предки. Если так оно и есть, нам придется по-новому взглянуть на расселение древнего человека из Африки. «Это значит, что у нас отсутствовала целая ветвь из древа человеческой эволюции, пока не были сделаны эти важные находки в Лианг Буа», – пишет в опубликованных в Nature комментариях антрополог Крис Стрингер (Chris Stringer), работающий в Музее естествознания в Лондоне. Однако австралопитеки типа Люси не могли преодолеть расстояние от Африки до Индонезии через всю Азию. Позволяющие преодолевать большие расстояния сильные ноги гомининов мы видим только у эректуса.
Короче говоря, он уменьшился. Наиболее распространенная теория гласит, что предки флоресского человека могли подвергнуться эффекту островной карликовости. Острова подвергаются уникальным эволюционным нагрузкам, среди которых – нехватка ресурсов и их нерегулярная доступность. Чтобы как-то компенсировать такой дефицит, некоторые животные уменьшаются в размерах, и это позволяет им тратить меньше энергии. «Если хочешь выжить на острове, тебе приходится физически уменьшать все органы тела, которые становятся непозволительной роскошью», – говорит Поттс. Среди животных, найденных во время раскопок в Лианг Буа вместе с флоресским человеком, были карликовые виды древнего слона стегодона и комодские драконы нормального размера. Морвуд и Браун предположили, что поскольку на Флоресе свою роль сыграл эффект островной карликовости, он определил размеры хоббита, и именно этим эффектом можно объяснить повторное появление примитивных черт скелета.
А почему такой маленький мозг?
Сторонники более позднего происхождения флоресского человека связывают маленькие размеры головного мозга с нарушениями в развитии, такими как микроцефалия, которая останавливает рост мозга. Вначале исследователи сомневались, что островная карликовость может уменьшить размеры головного мозга до такой степени, как мы видим у хоббита. Но в 2009 году в журнале Nature были опубликованы результаты исследования, которые показали, что у бегемотов Мадагаскара, подверженных эффекту островной карликовости, мозг стал несоразмерно мал по сравнению с телом. Большой мозг требует дорогостоящего ухода, а поэтому не исключено, что он подвергается более сильным эволюционным нагрузкам.
Как хоббит попал на Флорес?
Даже во времена последнего ледникового максимума, когда уровень моря очень сильно опустился, Флорес ни разу не соединялся сухопутными перешейками ни с другими индонезийскими островами, ни с материковой частью юго-восточной Азии. Предкам флоресского человека нужна была лодка или плот. Хотя исключать этого нельзя, нет никаких доказательств, указывающих на то, что человек прямоходящий строил лодки. Здесь вероятнее другой вариант. Часть прямоходящих людей могла оказаться на скоплении какой-то растительности или на миниатюрном островке, который оторвался от материка и столкнулся с Флоресом. Такое бывает в прибрежных районах во время тайфунов и цунами.
Когда хоббит попал на Флорес?
Вулканический пепел в отложениях вокруг останков флоресского человека указывает на то, что им от 18 до 38 тысяч лет. Но другие археологические находки, скажем, найденные в пещере Лианг Буа каменные орудия, имеют возраст от 13 до 98 тысяч лет. Ученые из Смитсоновского института проводят анализы на скелетах, надеясь точнее определить возраст хоббитов. Самые старые каменные орудия, найденные на Флоресе, имеют возраст 1,02 миллиона лет, и они могли принадлежать флоресскому человеку либо, что вероятнее, его предкам.
Какие ответы принесет следующее десятилетие?
Те скелеты, которые могут быть найдены в Лианг Буа или где-то еще на Флоресе, помогут заполнить пробелы в наших знаниях, а может, и решить важнейший вопрос о происхождении хоббитов. Ответ на этот вопрос способен повлиять на наши представления об эволюции человека в материковой Азии и даже на теорию о миграции человека из Африки.