Последние 15 месяцев казахский бизнесмен, которого обвиняют в расхищении средств в России и на Украине, борется за то, чтобы избежать экстрадиции в одну из этих стран. Однако французское правосудие, несмотря на все противодействие, дважды постановило, что препятствий для экстрадиции нет. В перспективе все это может быть чревато не самыми приятными последствиями для премьера Манюэля Вальса (Manuel Valls).
24 октября лионские судьи последовали примеру коллег из Экс-ан-Прованса и постановили, что казахский олигарх Мухтар Аблязов, которого подозревают в хищении 6 миллиардов евро БТА Банка, может быть экстрадирован в Россию или на Украину.
Адвокаты Аблязова оспаривают это решение и считают, что здесь имеются основания для кассационного разбирательства. Поэтому они собираются подать новую апелляцию, как они уже поступили с вынесенным в январе этого года решением суда Экс-ан-Прованса. Юристы бизнесмена неоднократно выступали с протестом против судей, которых они подозревали в небеспристрастном рассмотрении дела: в первую очередь это относится к заместителю прокурора Соланж Легра (Solange Legras).
В конечном итоге первое решение было отменено по чисто формальным причинам.
Как и коллеги из Экс-ан-Прованса, лионские специалисты отталкивались от рекомендаций заместителя прокурора Кристиана Понсара (Christian Ponsard). Это доказывает, что обе инстанции придерживаются одной точки зрения: аргументы Аблязова насчет того, что он рискует жизнью в случае отправки в Киев или Москву, никак не отменяют его собственных проступков. Речь идет о расхищении средств и прочих неортодоксальных финансовых операциях, из-за которых олигарху пришлось искать убежище в Великобритании, а затем тайно бежать во Францию, где его задержали 31 июля 2013 года в окрестностях Канн.
Возможно, защита Аблязова перестаралась, слишком часто напирала на нарушения прав человека, жертвой которых мог оказаться олигарх. Заявление о вызове свидетелем на слушание 14 октября знаменитого чемпиона по шахматам Гарри Каспарова вызвало лишь раздражение у судей, и они в итоге отказались его заслушать. Да, Каспаров стал противником режима Владимира Путина и заработал тем самым «веселую» жизнь, несколько раз был задержан полицией. Но зачем нужны его показания в деле о крупном экономическом преступлении? Как они могут помочь установить истину?
Кроме того, защита Аблязова перестаралась и с нападками на судебную комиссию Экс-ан-Прованса и, в частности, на ее председателя. Да, такая стратегия возникла отнюдь не вчера, и выдающий адвокат Жак Вержес (он скончался в прошлом году) наглядно подтвердил ее эффективность в нескольких подробно освещенных в СМИ процессах... Тем не менее, здесь целью стала вся судебная инстанция, а также адвокат одной из сторон (на одном украинском сайте появились искаженные СМС и электронная переписка представлявшего Украину адвоката Гийома-Дени Фора ( Guillaume-Denis Faure) и Соланж Легра), это вызывает лишь изумление....
Кроме того, если разобраться с тем, что у судьи была украдена профессиональная переписка с июля 2013 года по май 2014 года, это уже явно переступает все разумные границы. Парижская прокуратура начала предварительное расследование по поводу этого «дела в деле». Как бы то ни было, пока кассационная жалоба дает Аблязову несколько недель передышки. Но что решит Кассационный суд? Сложно сказать. Единственное, в чем можно быть уверенным, так это в том, что адвокаты Аблязова будут пользоваться любыми средствами.
Они хотят любой ценой избежать экстрадиции своего клиента и особо напирают на тот факт, что другие страны, Чешская Республика, Испания и Великобритания, неизменно отказывали в запросах об экстрадиции близких и партнеров Аблязова.
Если наша верховная инстанция решит отклонить жалобу, это станет подтверждением постановления лионского суда. А службы Министерства юстиции (они пристально следят за ходом этого дела) начнут готовить бумаги для экстрадиции. Окончательно все вступит в силу после их подписи премьером Мануэлем Вальсом и министром юстиции Кристиан Тобира. Да, они могут отказаться, но такой шаг был бы воспринят как покровительство человеку, который все же значится в розыскных списках Интерпола...
Если декрет все же будет подписан, в распоряжении Аблязова будет месяц на то, чтобы оспорить его в Государственном совете. И тот уже вынесет окончательное решение. Получается, что до решения судьбы казахского бизнесмена остается еще не меньше нескольких месяцев. Остается и вопрос его заключения. Оно длится уже 15 месяцев, и не переступает ли это разумные границы? В том, что касается процедуры экстрадиции, Европейский суд по правам человека не ставит хоть сколько-нибудь четких ограничений...
Жиль Гетнер, специалист по журналистским расследованиям.