Парламентские выборы на Украине подтвердили ее проевропейскую ориентацию и дали возможность войти в состав законодательной власти представителям самых разных общественных сил, которые в начале года совершили революцию на Майдане. От старой украинской политики осталось немного. Пророссийские партии практически полностью уничтожены. Уменьшилось влияние олигархов, чья экономическая и политическая власть была первопричиной коррупции, терзавшей Украину с момента обретения ею независимости.
Да, президент олигарх, но, судя по его действиям на сегодняшний день, это исправившийся олигарх. Голосование также показало, что крайне правые элементы, о которых Москва рассказывает мрачные сказки на тему возрождающегося фашизма, остаются второстепенными актерами на политической сцене. Блок президента Петра Порошенко получил примерно столько же голосов, сколько организация Арсения Яценюка, что может породить напряженность и разногласия. Однако сейчас у Украины появляется возможность решительно отречься от своего коммунистического прошлого и от той сумрачной эпохи, которая наступила потом, и превратиться в здоровую демократию.
Пресловутой ложкой дегтя здесь является президент Путин, который не отказался от своих устремлений в отношении Украины. Его задача-максимум состоит в том, чтобы со временем вернуть Украину в сферу российского влияния. Если это не удастся, он будет использовать свои военные рычаги на востоке страны, а также свое экономическое влияние в торговле и газовых поставках, дабы предотвратить или ограничить столь необходимую Европе политическую и экономическую консолидацию. Все говорит о том, что предстоящая зима будет трудной и долгой, а напряженность на восточной окраине европейского континента будет сохраняться. Вопрос в том, насколько может осложниться ситуация. На территории Украины в Донецкой и Луганской областях продолжаются вооруженные столкновения. В следующее воскресенье лидеры этих образований намереваются провести свои собственные сепаратные выборы.
Подписанное в прошлом месяце в Минске соглашение о прекращении огня и предварительная договоренность об урегулировании не оказали почти никакого воздействия. Насилие продолжается, и стороны редко соблюдают международные нормы. Игнорируя ключевое условие соглашения, Россия по-прежнему отказывается разрешить украинским пограничникам патрулировать границу. В приграничных районах сосредоточены российские войска, и, кроме того, они тайно присутствуют на Украине.
В некоторых европейских столицах налицо усталость от последствий того давления, которое они оказывают на Россию. Санкции действительно ударили бумерангом по европейскому бизнесу и торговле. Кое-кто говорит: почему бы не оставить все это, и пусть падение нефтяных цен в мире делает Путина более сговорчивым и согласным на урегулирование. Еще один немаловажный фактор это потребность в российском содействии в борьбе с терроризмом и в урегулировании на Ближнем Востоке.
Но было бы ошибкой соглашаться на деэскалацию на путинских условиях. Санкции нельзя отменять до тех пор, пока не будут реализованы минские соглашения, включая размещение международных наблюдателей вдоль российско-украинской границы. Кроме того, крайне важно продолжать экономическое содействие Украине, которое сегодня оказалось на грани провала. Все знают, что быстро украинские проблемы не решить. Но если Путин увидит, что решимость Запада ослабевает, их невозможно будет решить вообще, и эти проблемы вполне могут еще больше усугубиться.
-----------
Комментарии читателей
harryphilby
Да, президент олигарх, но судя по его действиям на сегодняшний день, это исправившийся олигарх.
Редактор Guardian делает все возможное, чтобы навести глянец на мокрое дерьмо. Тем временем украинская армия применяет кассетные боеприпасы против гражданского населения Донбасса.
HHeLiBe
Порошенко завоевал доверие электората. Кто мы такие, чтобы подвергать сомнению систему?
Kaiama
Влияние олигархов... уменьшилось.
Интересно, чего накурились эти журналисты, пусть со мной поделятся!
А разве губернаторы областей не олигархи? Ради Бога, они заправляют всей страной, и как в этих условиях можно говорить об уменьшении их влияния?