Шторм, который ИГИЛ («Исламское государство Ирака и Леванта») вызвало на международной арене, отодвинул на задний план многие важные насущные проблемы, в том числе и украинский кризис.
Между тем еще несколько недель назад мир был взбудоражен этим вопросом. Украина дрейфовала в сторону кровопролитной гражданской войны, а обострение напряженности между Западом и Россией вызывало опасения возврата к холодной войне.
Хотя в минувшем месяце обстановка несколько смягчилась благодаря достигнутому при поддержке внешних сил режиму прекращения огня, проблема осталась нерешенной, а кризис не был преодолен.
Тем временем проведенные на Украине парламентские выборы вновь обратили к этой стране всеобщее внимание. Причина такого интереса — вероятность того, что результаты выборов повлияют на ход украинского кризиса и, следовательно, ситуацию на международной арене. Вопрос на сегодняшний день заключается в том, каким будет это влияние.
Взоры обращены на Запад
В целом выборы завершились в пользу поддерживающих западный вектор политических партий и в частности в пользу блока, возглавляемого избранным в мае этого года президентом Петром Порошенко. По его собственным словам, прозападный уклон поддержали три четверти избирателей. Оппозиционеры, занимающие пророссийскую позицию и поддерживающие свергнутого президента Виктора Януковича, остались в меньшинстве.
Смысл и значение этих выборов состоит в том, что большинство украинских граждан обратили свои взоры на Европу или, если брать шире, на Запад. Такова воля народа, и связывать этот итог с провокациями Запада, о которых говорят русские, значит не видеть фактов.
Де-факто раздел
В то же время выборы показали, что фактически Украина претерпела раскол. Одна часть страны, Крым, отщепился и присоединился к России. Восточные районы страны — под контролем пророссийских сепаратистов. Поэтому население этих областей не смогло участвовать в выборах.
Как отмечалось выше, несмотря на недавно достигнутый режим прекращения огня, конфликт не исчерпан. Президент Порошенко и поддерживающие его политические группы участвовали в выборах с программой, нацеленной на достижение компромисса с сепаратистами. Несомненно, такой будет первая цель нового правительства.
Но каким будет этот компромисс? Сепаратисты откажутся от независимости? Согласятся ли они на лояльность Киеву, если им будут предоставлены какие-либо права автономии? Что на это скажет Москва?
И, к тому же, насколько вообще новое правительство готово предоставить сепаратистам автономию? Признают ли сторонники России намерения правительства Порошенко присоединиться к Европейскому Союзу, НАТО?
На распутье
Фактически основная причина развертывания кризиса на Украине — усилия киевских властей по подписанию соглашения с ЕС и интеграции с Западом. Но связанные с этим процессом споры вышли за пределы Украины. После давления и вмешательства России возник международный конфликт.
Со всеми своими полномочиями и мужеством, приобретенными по итогам недавних выборов, Порошенко, несомненно, захочет продолжать политику сближения с Западом. Это, конечно, его право, но прежде, наверное, нужно ответить на вопрос: такой путь ведет к решению проблемы или эскалации конфликта?