Ныне действующая глава Бразилии Дилма Русеф, победив во втором туре президентских выборов, в ближайшее время столкнется с серьезными проблемами. Русеф, представляющая левую бразильскую Партию трудящихся, смогла завоевать победу с минимальным отрывом в 4% голосов избирателей (Дилма Русеф — 52%, ее соперник Аэсио Нэвис, сенатор от Бразильской социал-демократической партии — 48%).
Интересно, что президент Бразилии сразу же после объявления итогов голосования второго тура выступила с любопытным заявлением.
«Я не думаю, что Бразилия после выборов оказалась расколотой на два лагеря... Но, меня обуревают смешанные чувства», — заявила Дилма Русеф.
Такое заявление Русеф прозвучало не ради красного словца. Она в некотором смысле права. Бразилия оказалась разделенной надвое задолго до проведения президентских выборов. Нынешние выборы лишь усилили раскол внутри страны.
Впервые за последние двенадцать лет в Бразилии правая оппозиция стала важнейшей политической силой. После прихода к власти в 2003 году бразильской Партии трудящихся во главе с Лула да Силва (Lula da Silva), оппозиция в стране предоставляла собой слабую, разрозненную силу, которая постоянно терпела поражения в политической борьбе с левыми. Сейчас ситуация в стране поменялась, и оппозиция, боявшаяся ранее навредить заложенным основам неолиберальной экономики в годы президентства Фернанду Кардозы (Fernando Cardoso), выходит на первый план.
Времена изменились. Теперь Дилме придется противостоять не только непослушному конгрессу, но и сильному оппозиционному лидеру, сумевшему в ходе избирательной кампании добиться огромной популярности и продемонстрировать удивительную энергию и решимость. Избиратели, в том числе и те, кто голосовал за Дилму, выступают за политические и экономические преобразования в стране. Кроме того, она теперь не может полностью полагаться на правительственных чиновников, которые перестали, как прежде, бояться высшей власти. Так, по крайней мере, обстоят дела в судебной системе.
Скандал «Mensalão», разразившийся в 2005 году, в ходе которого стало известно о ежемесячных взятках («mensalão»" на сленге означает ежемесячное денежное отчисление на крупную сумму — прим. пер.), которые выплачивались в том числе депутатам правящей Партии трудящихся, никоим образом не отразился на политической судьбе тогдашнего президента Бразилии Лулы да Силвы. Во многом это стало возможным благодаря позиции Бразильской социал-демократической партии, второй политической силы в стране, которая решила не вступать в прямую конфронтацию с Лулой да Сильва.
Таким образом, оппозиционная партия поспособствовала переизбранию его на второй срок и политическому выживанию.
Однако, Верховный суд два года тому назад вынес беспрецедентный приговор, осудив на различные тюремные сроки политических деятелей, близких к Луле.
Дилма, вероятно, не будет столь удачлива. Несколько дней назад, судья, который занимается расследованием крупнейшей коррупционной схемы вокруг нефтяной компании Petrobras, сумел убедить обвиняемых пойти на сотрудничество и дать показания в отношении нескольких лидеров правящей партии.
Как выяснилось в ходе ведущегося расследования, прошлое руководство бразильского нефтегазового гиганта использовало свое служебное положение в целях личного обогащения, а также для финансирования политических партий правящего блока.
В ходе избирательной кампании Дилма пугала простых людей тем, что в случае прихода к власти Аэсио Нэвиса будут прекращены все социальные и экономические программы поддержки малообеспеченных слоев населения. И, видимо, это сработало.
Сейчас проблема заключается в том, что вторая половина населения Бразилии потеряла страх и требует коренных изменений, на которые Дилма, возможно, не осмелится пойти.