Еще совсем недавно по настоянию Владимира Путина Генеральный штаб ВС России разрабатывал оперативный план осуществления масштабной десантной операции в направлении Николаева и Одессы, с целью инкорпорировать эту территорию и тем самым отрезать Украину от моря. Понятно, что это привело бы к соединению этих территорий с Приднестровьем и Придунайскими землями, что в еще большей мере усилило бы позиции России в Черноморско-Кавказском регионе и в Средиземноморье.
Достаточно долго в Москве отказывались от этого плана, так как это привело бы к неминуемому военному столкновению с НАТО. В юго-восточных областях Украины, которые оккупированы российскими войсками, произошли также не совсем планировавшиеся русскими события. Выяснилось, что в результате боевых действий русское население вытесняется из этих областей, тогда как украинское население продолжает оставаться здесь.
Каждый день войны обходится России от 1 до 3 миллионов долларов, но и это не предел. Не удалось овладеть Мариуполем, от чего зависела вся перспектива на юго-востоке. Украинцы перешли к новым методам боевых действий, развертывается подполье и партизанская война. Русская пропаганда исчерпала все ресурсы, и нет новых сценариев развития пропаганды.
Украина, получившая помощь и поддержку Запада, очень быстро сумела провести реорганизацию вооруженных сил. Конечно, для полного завершения этой работы понадобятся многие годы, но ставка сделана на иррегулярные боевые группы, и это полностью оправдало себя.
Попытки Москвы инициировать выступления русского населения на Украине привели к противодействиям украинцев и к страшным эксцессам в ряде мест. Русские и украинцы на Украине проявили житейскую мудрость и не поддались на данные инициативы. Иначе Украина превратилась бы в кровавое месиво.
Сейчас в Москве вроде бы стали довольствоваться теми половинками Донецкой и Луганской областей, которые русские сумели взять под контроль. Но русские в замешательстве, потому что не понимают, как в более-менее легитимном режиме оформить эту оккупацию. Российская гуманитарная наука так и не предложила ничего достойного внимания, но, видимо, и не захотела ничего предложить. Эти территории совершенно не нужны России, в том числе в стратегическом смысле, но необходимы для поддержания имиджа В.Путина. Ради этого, собственно и происходит вся эта катавасия.
Но главные проблемы России связаны с тем, как выбраться из международной изоляции, в которой оказалась огромная страна. США и НАТО достигли своей цели, то есть, сформировали условия политической и экономической изоляции России, и им незачем, нет никакого смысла ослаблять тиски блокирования и возвращать Россию в ряды «обозначенных» государств.
Совершенно понятно, что такие тенденции, как снижение цен на нефть, новые явления в мировой и европейской энергетической ситуации, имеют вполне определенную цель — принуждение России к примирению с требованиями Запада.
Две надежды России — Китай и Германия — продемонстрировали крайне «эгоистические» подходы. Китай вполне откровенно пытается воспользоваться столь сложной для России ситуацией и выкачать из нее побольше ресурсов, причем, по приемлемым для него ценам. Германия, как ни одно другое государство, сумела воспользоваться ситуацией для превращения России в приоритетный рынок для германской промышленности.
События в России стали эффективным рычагом для регулирования мировой экономики, сжимания и увеличения емкости европейских и азиатских рынков, инициирования микро-кризисов в региональном аспекте.
Важнейшей задачей остается мобилизация и придание новых смыслов НАТО, которая продолжает нуждаться в осмыслении целей и задач. «В какой-то мере НАТО должен благодарить Владимира Путина за то, что его действия позволили альянсу переосмыслить себя в новой реальности. До того, как начались события на Украине, у НАТО был кризис идентичности, не было понятно, в каком направлении будет двигаться обсуждение будущего на саммите в Уэльсе. Сейчас вызовы и направления ясны», — отмечает старший вице-президент программ Европы, Евразии и Арктики Центра стратегических и международных исследований (CSIS) Хизер Конли (Heather Conley). Задачи НАТО — это локомотив не только политического, но и экономического свойства, прежде всего, военно-промышленного комплекса.
Вместе с тем, в нынешнем положении Россия становится удобнейшим рычагом для манипуляций, буквально, во всех направлениях. России уготована роль «малооплачиваемого секьюрити» Евразии, чтобы парировать экспансию Китая и исламских радикалов в Центральной Азии. Одновременно, она стала пугалом для Центральной Европы и Японии.
Россия, как ни странно, переживает некий переходный период от красного авторитаризма до правого, и нет никаких шансов избежать этого маршрута, так как нынешний режим рушится, а о новом никто пока не имеет представлений. В тесных кругах московских политизированных авторов Сергей Кургинян предпочел обозначить нынешний политический период в России как «подъем перед падением», а также «плату за игнорирование закономерностей постмодерна».
Но Запад совершенно не возражает против продолжения пребывания В.Путина у власти, что обеспечивает продолжение непрофессионализма и профанации. В.Путин — просто находка для Запада, и его политическую жизнь будут продлевать, насколько возможно.
По оценкам профессуры московских тинк-тэнков, в команде В.Путина «нет группировок», потому что нет никаких побуждений составить группировки, «каждый за себя», и каждый пытается выяснить будущее команды и президента и, исходя из этого, выяснить и свое будущее. Это говорит о полной растерянности.
В особенности недовольства распространены в армии, которая каждую неделю получает новые «вводные», прежде всего, по задачам на Украине. Министерство обороны уже получило представления о том, с какими проблемами придется столкнуться, в особенности, в сфере бюджета.
Из Кремля посылаются всевозможные указания в ведомства в связи с определенными задачами в ближних регионах, в том числе и на Южном Кавказе. Видимо, В.Путин связывает с успехами в этих направлениях поддержание своего имиджа, что на деле приводит к дополнительным проблемам.
Сборище лидеров евразийской компании в Минске продемонстрировало, насколько беспомощна, неопределенна и слаба сейчас Россия, способная оказывать влияние, практически, только на Армению. Отношения с Белоруссией и Казахстаном стали как никогда неопределенными и сомнительными.
Евразийский проект превращается в инструмент политики Турции и капризов Азербайджана, и с евразийским проектом связаны весьма сложные проблемы в будущем положении России. Этот проект до сих пор и всегда будет маркером изоляции и блокирования, маргинального существования всех участников.
В определенном смысле такие образования, как ОДКБ и евразийский проект, выгодны США и НАТО, так как определена мишень и границы влияния России, которые стали гигантским буфером на пространствах Евразии, в которой Россия выступает как сторожевой пес этой деградирующей зоны.
В этих условиях, даже без возможного возникновения большого конфликта в Центральной Азии, в который будет вовлечена Россия, конфликт на Украине, который приобрел хронический характер, вполне достаточен, чтобы реализовать модель Вьетнама для России, то есть, долговременной бойни, со всеми вытекающими обстоятельствами.
Украинский «Вьетнам» решит многие вопросы европейской безопасности и поглотит критический объемы материальных ресурсов России. Сумеет ли остаться Южный Кавказ в стороне от этих событий? Конечно, нет. Южный Кавказ весьма плотно включен в эти события, и чем страны региона теснее связаны с Россией, тем печальнее станут последствия для них.