Большинство русскоязычных, живущих в Финляндии, хотят ухаживать за своими престарелыми родителями на дому. Многие осуждают финнов за то, что те так легко отдают своих близких в дом престарелых. А между тем, финские старики ценят свое личное пространство и зачастую сами не хотят переезжать к детям.
Инна Нокелайнен живет вместе со своей матерью, страдающей болезнью Альцгеймера, и ухаживает за ней уже пять лет.
«Конечно, это долг каждого. Нас мамы не бросали, и мы не вправе бросать своих родителей. Как бы тяжело ни было, как приоритеты ни были бы расставлены — бизнес, личная жизнь или что-то другое, родителей никогда нельзя забывать», — считает Нокелайнен.
Большинство русскоязычных, живущих в Финляндии, не могут себе представить, чтобы они отправили своих родителей в дом престарелых, и многие зачастую осуждают финнов за то, что те редко сами ухаживают за близкими.
Однако переезд родителей в дом престарелых или пансионат не всегда означает, что детей не интересует благополучие родителей.
Мать Кирсти Валруус живет в пансионате для престарелых уже много лет.
«Конечно, мы каждый день созваниваемся, и я, как минимум, через день навещаю ее», — говорит Валруус.
Большинство стариков живет дома
Из финнов, которым исполнилось 80 лет, только каждый шестой живет в доме или пансионате для престарелых. Подавляющее большинство — 85,8% — живет дома. Из них часть получает уход на дому. Только за каждым двадцатым (5,4%) ухаживает родственник или супруг, который оформил попечительство (omaishoito). Данные опубликованы Ведомством здравоохранения и социального развития THL.
Медсестра Урве Яяккола, работающая с престарелыми людьми и иммигрантами уже в течение десяти лет, напоминает, что ситуация в каждой семье - своя. Финны часто живут далеко друг от друга и не привыкли к тесному общению.
«Одни, может, созваниваются по несколько раз в неделю, другие не общаются между собой так часто. Здесь это как-то не принято, хотя в последнее время об этом много говорят. Финны чаще ухаживают за супругами», — говорит Яяккола.
Вместе с тем, финны не хотят забывать о своей личной жизни, даже если их родители требуют постоянного ухода.
— Финны часто говорят, что наша жизнь должна продолжаться. Мы хотим родителей отдать куда-нибудь, а потом приходить их навещать.
В каких-то вещах русскоязычным, возможно, следовало бы брать пример у финнов. Людям, ухаживающим за своими близкими, нелегко совместить уход, например, с работой и ведением домашнего хозяйства. Все же, о себе и собственном самочувствии не следует забывать.
«Проблема в том, как сделать так, чтобы русскоязычные не чувствовали себя виноватыми в том, что у них не хватает времени, что надо учиться или идти на работу, и хочется устроить и свою жизнь тоже. Эта вина остается, потому что человек хочет сделать так, чтобы всем было бы хорошо. А как это сделать? Трудно», — вздыхает Яяккола.
Финны ценят самостоятельность и в старости
Финны привыкли к своему личному пространству. Дети уезжают из дома в раннем возрасте, а родители хотят жить самостоятельно и в старости.
«Если человек всю жизнь самостоятельно живет в своей семье, и вдруг надо переезжать к родственникам, то это может показаться не просто странным, ведь в Финляндии более принято жить до конца жизни в своем доме», — говорит Ханнес Валруус, чья мама Сусанне Валруус тоже живет в пансионате.
Многим пожилым людям достаточно того, что их навещают и не забывают. Они даже не хотели бы жить вместе со своими детьми.
«Нет-нет. Так лучше. Потому что чувствуешь, что ты — обуза, мешаешь своими привычками. Здесь хорошо, потому что есть своя комната. На детях тоже не надо виснуть. Надо это понимать и давать им возможность ездить и путешествовать», — улыбается Сусанне Валруус.