Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
https://inosmi.ru/20141031/224018307.html
Memento mori
Memento mori
Memento mori
Эпидемия Черной смерти унесла жизни почти трети жителей Европы, и в последовавшие за ней годы искусство старалось смотреть смерти в лицо вместо того, чтобы... | 31.10.2014, ИноСМИ
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Эпидемия Черной смерти унесла жизни почти трети жителей Европы, и в последовавшие за ней годы искусство старалось смотреть смерти в лицо вместо того, чтобы пытаться от нее скрыться. Изображения и скульптуры призывали живых «помнить о смерти»: помнить о том, что она всегда ждет и не обойдет никого. Ко Дню всех святых – образы смерти в искусстве Позднего Средневековья.
Рассматривая альбомы по средневековому искусству или бродя по собору, полному гробниц и памятников, замечаешь множество пугающих образов, многие из которых появились еще в XIV веке. Неудивительно, что в годы, последовавшие за эпидемией Черной смерти, унесшей жизни почти трети жителей Европы, искусство решило посмотреть смерти в лицо вместо того, чтобы пытаться от нее скрыться. Изображения и скульптуры призывали живых «помнить о смерти» (memento mori): помнить о том, что она всегда ждет и не обойдет никого.
1. Трупы
Творческих людей вдохновляла тема мертвецов – это довольно очевидно, но все равно впечатляет. Часто встречаются изображения не только скелетов, но и трупов разной степени разложения, иногда подчеркнуто неприятные, яркий пример последнего – надгробия транзи. Вместо приукрашенного изображения умершего (или вместе с ним) надгробия транзи представляют разлагающийся труп. Хороший пример такого надгробия принадлежит Джону Фицалану, графу Арундела, и находится в часовне замка Арундел.
К изображениям трупов средневековые люди добавляли изображения созданий, которые на трупах пируют – так им казалось, во всяком случае. Возможно, они считали, что простое изображение безжизненного тела недостаточно убедительно и не заставит человека задуматься о конечности своей жизни. Художник, особенно старавшийся напугать зрителей, добавлял жаб, лягушек, червей и змей. Хотя обычно эти создания и не питаются трупами (за исключением червей), в то время их ассоциировали со злом (вспомните сад Эдема) и смертью. Пирующих созданий можно увидеть на этом изображении Франсуа I де ла Серр из Британской библиотеки.
Хотя средневековых людей и призывали размышлять о смерти, едва ли они действительно ждали ее с радостью. На изображениях в жанре Memento mori нередко можно увидеть, как смерть или один из ее слуг настигает упрямую жертву. Обычно мы понимаем, что человек не хочет умирать, по его позе или жестам, но иногда изображения дополняли словами.
обычно мы понимаем, что человек не хочет умирать, по его позе или жестам, но иногда изображения дополняли словами
Memento mori и связанные с этой темой образы создавались для того, чтобы люди задумались о смерти в христианском понимании спасения, и поэтому средневековые изображения смерти наполнены демонами, особенно много их в сценах со смертным одром. Здесь, к примеру, изображены демоны, искушающие грешника в его последние земные мгновения и уводящие из-под опеки ангелов. Считалось, что демоны всегда наготове, чтобы утащить грешников в ад.
Запоминающийся образ смерти и умирания, бывший популярным в эпоху Позднего Средневековья, – Danse Macabre, или «Танец смерти». На этих картинах смерть веселится и с радостью вовлекает людей в пляс. Зачастую, как на этой фреске, Danse Macabre изображает множество танцующих скелетов.
В первую очередь образы смерти были нужны для того, чтобы заставить грешный народ задуматься о вечности и раскаянии, но средневековых художников определенно радовала возможность рисовать, как смерть одинаково приходит за королями, духовенством и простонародьем – этот урок им преподала чума, Черная смерть.
Факт регистрации пользователя на сайтах РИА Новости обозначает его согласие с данными правилами.
Пользователь обязуется своими действиями не нарушать действующее законодательство Российской Федерации.
Пользователь обязуется высказываться уважительно по отношению к другим участникам дискуссии, читателям и лицам, фигурирующим в материалах.
Публикуются комментарии только на русском языке.
Комментарии пользователей размещаются без предварительного редактирования.
Комментарий пользователя может быть подвергнут редактированию или заблокирован в процессе размещения, если он:
пропагандирует ненависть, дискриминацию по расовому, этническому, половому, религиозному, социальному признакам, содержит оскорбления, угрозы в адрес других пользователей, конкретных лиц или организаций, ущемляет права меньшинств, нарушает права несовершеннолетних, причиняет им вред в любой форме;
призывает к насильственному изменению конституционного строя Российской Федерации
порочит честь и достоинство других лиц или подрывает их деловую репутацию;
распространяет персональные данные третьих лиц без их согласия;
преследует коммерческие цели, содержит спам, рекламную информацию или ссылки на другие сетевые ресурсы, содержащие такую информацию;
имеет непристойное содержание, содержит нецензурную лексику и её производные;
является частью акции, при которой поступает большое количество комментариев с идентичным или схожим содержанием («флешмоб»);
автор злоупотребляет написанием большого количества малосодержательных сообщений («флуд»);
смысл текста трудно или невозможно уловить;
текст написан по-русски с использованием латиницы;
текст целиком или преимущественно набран заглавными буквами;
текст не разбит на предложения.
В случае трехкратного нарушения правил комментирования пользователи будут переводиться в группу предварительного редактирования сроком на одну неделю.
При многократном нарушении правил комментирования возможность пользователя оставлять комментарии может быть заблокирована.
Пожалуйста, пишите грамотно – комментарии, в которых проявляется неуважение к русскому языку, намеренное пренебрежение его правилами и нормами, могут блокироваться вне зависимости от содержания.