Среди независимых государств, возникших после распада Советского Союза, Босния и Герцеговина стала страной, которая заплатила, пожалуй, самую высокую цену за приобретение свободы. Вместе с Советами распалась Югославия, образованная после Второй мировой войны по принципу лоскутного одеяла и объединившая шесть разных небольших республик. Но и создавать ее, видимо, не следовало. В конечном итоге, после кровопролитных событий 1992-1995 годов и подписания Дейтонского соглашения, в 1995 году возникло государство Босния и Герцеговина.
У него сложная структура. Это конфедерация, состоящая из государства боснийцев и хорватов и республики, населенной сербами. Она включает десять кантонов и один автономный регион. В стране 13 правительств, 13 премьер-министров, три президента и более сотни министров. Здесь действует Президиум из представителей боснийского, сербского и хорватского населения. Поочередно, почти на протяжении года, они занимают президентский пост. В каждой этнической федерации существует самоуправление, она сама выбирает своего представителя. Словно некая африканская страна в центре Европы, Босния и Герцеговина повязла в трясине своих проблем: 44% почти пятимиллионного населения не имеют работы, в стране крайне низкий уровень развития промышленности, сельского хозяйства, туризма, нарушена инфраструктура, процветают коррупция и мошенничество, люди живут в отчаянии и беспомощности.
12 октября этого года 3,3 миллиона избирателей участвовали в выборах трех членов Президиума, местных органов власти и депутатов Палаты представителей. В избирательной системе страны действует трехпроцентный избирательный порог. В выборах приняли участие 65 политических партий, 24 независимых кандидата и 24 многопартийных коалиции. Конкурентную борьбу за все 813 выборных кресла вели 7,7 тысячи кандидатов. Национальный парламент состоит из 42 депутатов. 28 из них представляют боснийско-хорватскую федерацию, а 14 — Республику Сербскую, которая также входит в состав союзного государства. Важнейший выборный пост — член Президиума. 48% населения Боснии и Герцеговины составляют боснийцы, 37% — сербы, 14% — хорваты. Во второй раз в качестве своего президента боснийское население выбрало Бакира Изетбеговича (Bekir İzzet Begoviç) — сына уже ушедшего из жизни писателя, ученого Алии Изетбеговича (Alie İzzet Begoviç). В память о его отце и по причине слабости соперников боснийцы вновь отдали свой голос за этого кандидата. Сербы проголосовали за Жельку Цвиянович (Jelyka Tsviyanoviç), хорваты — за Драгана Човича (Dragan Çoviç).
Но что делает эти три родственных народа, говорящих на одном языке, врагами? Религиозные различия, разные интересы и не самые благоприятные отношения в прошлом. Боснийцы — мусульмане, большинство сербов — православные, большая часть хорватов — католики. Боснийцы оглядываются на мусульманские государства, прежде всего Турцию, хорваты — на Западную Европу, сербы — на Россию. В то время как боснийцы желают сохранения Федерации Босния и Герцеговина, сербы и хорваты хотят отделиться и присоединиться к Сербии и Хорватии.
Данные одного исследования показывают, что только 3% предвыборных обещаний, прозвучавших в 2010 году, были реально выполнены. Ситуация с взяточничеством, кумовством и беззаконием не только не выровнялась, а еще более усугубилась. Несправедливость и искаженное распределение доходов угрожают целостности страны. Положение стало еще хуже, когда к существующим экономическим проблемам в мае этого года добавилось наводнение, а государство практически ничего не могло поделать с разрушениями. Люди были брошены на произвол судьбы. В силу зашкаливающего произвола и фаворитизма гуманитарная помощь со стороны других государств зачастую просто не доходила до тех, кто в ней действительно нуждался.
Для сравнения — уровень ВВП в этой стране равен 13,5 миллиарда долларов, а затраты на ликвидацию последствий наводнения составили два миллиарда евро, то есть около 15% национального дохода. Для страны и народа это и крупная цифра, и масштабная катастрофа. При этом известно, что материальное состояние 51 из 160 депутатов в стране превышает 2,5 миллиона евро. Сразу становится ясно, что в этой маленькой и бедной стране делают политики.
Боснийский народ, Босния и Герцеговина очень важны для турок. И не только с исторической и гуманитарной, но и со стратегической точки зрения. Но власти Турции — словно злой рок для турок, а также для народов и стран, за которых они в ответе. Практически все свои силы Турция тратит на Ближний Восток, арабов и курдов. Однако есть множество других регионов и событий, за которыми Турции просто необходимо внимательно следить. К сожалению, эти призывы никто не слышит.