БЕРЛИН – На наших глазах происходят глубинные изменения в механизмах мировой экономики. Растет скорость и интенсивность глобализации, дигитализации, и в результате, все больше и больше экономических процессов приобретают интернациональный характер. Как следствие, все больше компаний адаптируют свою структуру не только к местному, но и к зарубежному налоговому законодательству, к различным правовым системам.
Благодаря техническим достижениям цифровой экономики компании могут обслуживать зарубежные рынки, даже не имея там физического присутствия. Источники дохода стали более мобильны: растет интерес к доходам от нематериальных активов и мобильных инвестиций, которые, с точки зрения налогов, могут быть легко «оптимизированы» и выведены за границу.
Налоговое законодательство не поспевает за этими переменами. Большинство принципов взимания налогов, применяемых сегодня, появились в то время, когда международный бизнес означал, в первую очередь, перемещение товаров через границу в соседнюю страну. Правила, установленные для подобных операций в 1920-х и 1930-х, не подходят для современного уровня международной интеграции экономических процессов и корпоративного управления. Эти правила необходимо адаптировать к экономической реальности эпохи цифровых услуг.
Из-за отсутствия действенных норм и правил государства теряют доходы, которые им так необходимы для выполнения своих обязательств. К тому же все более острой становится проблема справедливости налогообложения, поскольку количество налогоплательщиков, которые вносят соответствующий их доходам вклад в финансирование общественных благ, уменьшается.
Возникший конфликт между национальным фискальным суверенитетом и деловой активностью современного бизнеса, не знающего границ, может быть разрешен только через международный диалог и единые глобальные стандарты. Внутри Европейского союза хорошо зарекомендовал себя механизм, позволяющий отдельным странам формировать группы для поиска совместных решений проблем, которые можно преодолеть только коллективными усилиями. Если подготовленные меры оказываются успешными, их используют и другие страны.
Такой подход может послужить моделью глобального управления для решения международных проблем. В современном мире даже крупные государства не могут устанавливать и внедрять международные правила единолично. А группы стран всё еще могут. Это было доказано в контексте регулирования финансовых рынков; это становится ясно в вопросах регулирования цифровой экономики; а теперь это подтверждено и в сфере налогообложения.
На этой неделе в Берлине прошло седьмое заседание Глобального форума по вопросам прозрачности и обмена информацией в налоговой сфере, объединившего представителей 122 стран и юрисдикций, а также ЕС. В среду было подписано совместное соглашение об автоматическом обмене информацией о финансовых счетах.
Инициаторами этого совместного соглашения являются Германия, Франция, Италия, Великобритания и Испания. Примерно 50 государств и территорий решили к нему присоединиться уже на ранней стадии. Остальные страны демонстрируют желание подписать соглашение.
Соглашение базируется на Единых стандартах обмена налоговой информацией (Common Reporting Standard, сокращенно CRS), разработанных ОЭСР. Согласно CRS, налоговые органы получают информацию от банков и других финансовых учреждений, а затем автоматически делятся ею с налоговыми органами других стран. В будущем практически вся информация, касающаяся того или иного банковского счета, будет сообщаться налоговому органу страны, резидентом которой является владелец счета, в том числе его имя, баланс счета, размеры процентных и дивидендных доходов, а также доходов с капитала.
Есть целая серия мер, которые гарантируют выявление банками бенефициаров банковских счетов, а также обязывают их вовремя уведомлять соответствующие налоговые органы. CRS расширяет масштаб глобальной, трансграничной кооперации национальных налоговых органов. Тем самым мы создаем условия для регулирования в эпоху глобализации.
Автоматический обмен информацией — это прагматичный и эффективный ответ на очевидные недостатки глобального регулирования в международных налоговых вопросах. Сделав налогообложение более справедливым, правительства позитивно повлияют на восприятие населением действующего в их странах налогового режима.
Этот огромный успех в борьбе против международного уклонения от налогов невозможно было представить еще несколько лет назад. Теперь важно продолжить данные усилия ОЭСР и стран «большой двадцатки» в сфере корпоративного налогообложения. Нам нужно добиться, чтобы креативное налоговое планирование в форме вывода в прибыли в другие страны и ее искусственного снижения перестало быть доходной моделью бизнеса.
Налоговая политика по принципу «разори соседа», когда одна страна устанавливает налоги в ущерб другой, так же опасна, как и аналогичная монетарная политика, основанная на конкурирующей девальвации валют. Это ведет к неверному распределению ресурсов, что в конечном итоге уменьшает благосостояние всего мира.
Именно поэтому нам необходимо договориться о единых международных стандартах ради справедливой международной налоговой конкуренции. Прогресс, достигнутый в Берлине в отношении автоматического обмена налоговой информацией, показывает, что, работая вместе, мы можем добиться этой цели.