Бывший посол Швеции в России Тумас Бертельман проанализировал возможности шведской обороны и считает необходимым изучить последствия возможного вступления Швеции в НАТО.
Шведское правительство заниматься этим не собирается.
«Этого эксперта назначило прошлое правительство. У меня сложилось впечатление, что он провел серьезную и основательную работу, но, что касается НАТО, мы определенно констатировали, что это не актуально. Инициативы об учреждение экспертизы о членстве в НАТО, мы проявлять не будем», — цитировала газета «Свенска Дагбладет» министра обороны Швеции, социал-демократа Петера Хультквиста.
«Оборонное сотрудничество — эффективность, солидарность, суверенитет», так называется отчет, подготовленный послом по особым поручениям шведского МИД Тумасом Бертельманом по заданию предыдущего правительства, правительства «Альянса за Швецию».
Тумас Бертельман с 2008 года по 2012 год работал чрезвычайным и полномочным послом Королевства Швеция в России. На 140 страницах своего отчета он детально взвешивает все «за» и «против» вступления Швеции в НАТО и приходит к выводу о том, что необходим дополнительный анализ: что может нести в себе шведское членство в НАТО и, лучше всего, в кооперации с Финляндией.
Красно-зеленое правительство Швеции таким анализом заниматься не собирается:
«Анализ возможного вступления Швеции в НАТО затрагивает более широкий спектр вопросов, чем тот, которым занимались мы, — говорит Тумас Бертельман. — Один из вопросов, который может стать в таком случае актуальным, это российская реакция. Россия не скупилась на угрожающие высказывания. Тогда экспертизе пришлось бы анализировать, в какой степени надо их принимать во внимание».
«Ревизионисткая и реваншистская Россия», как выразился посол, представляя в среду свой отчет на семинаре, организованном по этому случаю общественным форумом «Народ и оборона».
Главные выводы, сделанные Тумасом Бертельманом, — оборона всех европейских стран взаимозависима, в одиночку ни одна страна не сможет противостоять противнику, обладающему мощными ресурсами (может быть, Китай, считает посол, может быть, Россия); эффект от оборонного сотрудничества Швеции с НАТО, не будучи членом организации, незначителен; объявленная Швецией внешнеполитическая доктрина: «Декларация солидарности», позволяющая в военное время принимать и оказывать военную помощь странам-участницам ЕС, — неубедительна.
Гарантию дает только 5 статья устава НАТО. Но для того, чтобы ей воспользоваться, необходимо в НАТО вступить.
Может быть, пресловутая «русобоязнь» препятствует выяснению вопроса о возможных последствиях возможного вступления Швеции в НАТО:
«Превратно думать, что все, что мы делаем в Швеции, мы делаем, исходя из русобоязни или под влиянием России, — считает посол. — Сейчас речь о старой дискуссии, и наш отчет затрагивает такие структурные факторы, которые сказываются не только на Швеции, но и на всех европейских странах».
Тумас Бертельман считает, что необходимо изучить диссонанс, между самоидентификацией Швеции в качестве натовской державы, не входящей при этом в НАТО, и отсутствием возможности саму себя защитить.
Посол Бертельман утверждает, что агрессивные действия России в отношении Украины, на выводы его отчета никоим образом не повлияли: «Ухудшение внешнеполитической обстановки в Европе вообще и северной Европе в частности, которое стало следствием этого, выдвинуло, наверное, на первый плану дилемму шведской позиции, но не сказалось на конечных заключениях доклада».
Шведскую «Декларацию солидарности», вытекающую из Лиссабонского договора ЕС, посол Бертельман вообще сравнил с Нагорной проповедью, в той ее части, где: «Итак, во всем поступайте с людьми так, как хотите, чтобы они поступали с вами...»:
— Она (Нагорная проповедь — прим. ред.) прекрасна, но эта красивая мысль не имеет сильной опоры в истории межгосударственных отношений.
— Эта солидарность политическая, но она не распространяется на оборонную составляющую.
Посол Тумас Бертельман надеется, что его работа будет оценена как часть широких общественных дискуссий, которые ведутся в Швеции о вступлении или невступлении страны в НАТО.
Альтернатива здесь простая: «Диссонанс можно уничтожить, либо сделав шаг вперед, то есть вступить в организацию, членами которой являются все остальные, либо сделать шаг назад».
Под «шагом назад» подразумевается возвращение к доброй, старой политике шведского нейтралитета.