Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Партизанская война вокруг шпионов

Россия грозит «ответом» на действия Польши

© Фото : Gnesener1900Здание МИДа Польши в Варшаве
Здание МИДа Польши в Варшаве
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Российский МИД подверг критике решение польских властей об отзыве аккредитации у журналиста Леонида Свиридова. Это первая официальная реакция Москвы на акцию польских спецслужб, направленную против российских агентов. Отзыв аккредитации означает для корреспондента серьезные затруднения в работе: отсутствие доступа в государственные учреждения и даже на пресс-конференции.

Российский МИД подверг критике решение польских властей об отзыве аккредитации у журналиста Леонида Свиридова. Это первая официальная реакция Москвы на акцию польских спецслужб, направленную против российских агентов.

Вначале на основании обвинений в сотрудничестве с российской разведкой были задержаны польский офицер и польский юрист, потом по запросу Агентства внутренней безопасности была аннулирована аккредитация российского корреспондента.

«Считаем действия Варшавы, в результате которых был лишен аккредитации внештатный корреспондент МИА "Россия сегодня" в Польше Л.В. Свиридов, много лет проработавший в этой стране, вызывающими», — заявил российский МИД, добавляя, что «без объяснения причин начата также процедура аннулирования его вида на жительство в Польше». Российское внешнеполитическое ведомство предупредило, что ожидает от польской стороны объяснений и оставляет за собой право на ответные действия.

Отзыв аккредитации означает для корреспондента серьезные затруднения в работе: отсутствие доступа в государственные учреждения и даже на пресс-конференции. Я договорился с Леонидом Свиридовым встретиться во вторник, но он отменил встречу, когда узнал, что Управление по делам иностранцев запустило процедуру аннулирования его карты долгосрочного резидента ЕС. Это означает, что Польша хочет от него избавиться, а заодно «организовать» ему запрет на въезд в страны шенгенской зоны. Запрос поступил от Агентства внутренней безопасности.

В эфире радио RMF FM незадолго до этого Свиридов защищался: «Я не сотрудничал со спецслужбами, но мне предлагали, хотя это была не Россия».

Журналист вызван на беседу в Управление по делам иностранцев 19 ноября. «Может быть, тогда они мне, наконец, покажут, в чем дело, и я смогу на это отреагировать, потому что пока я не знаю, в чем меня обвиняют. Ничего плохого я не делал», — сказал нам вчера Свиридов. Корреспонденты российских СМИ в Польше (при МИД их аккредитовано шестеро), предпочитают на эту тему не высказываться. «Слишком напряженная обстановка, везде ищут шпионов. Мы боимся. Вашим журналистам в России лучше: они могут критически писать о Путине, и никто с ними ничего не делает», — говорит один из россиян.

Действительно ли «нашим лучше»?

«Пока я пожаловаться не могу: я регулярно получаю аккредитацию и визу. У нас есть некто такой, как "опекун" иностранных журналистов от МИД, пару лет назад он пытался вести со мной "наставительные дисциплинирующие беседы", но сейчас он этого не делает, — рассказывает корреспондент Gazeta Wyborcza Вацлав Радзивинович (Wacław Radziwinowicz). — Но я все равно боюсь, что кого-то из польских корреспондентов сейчас захотят убрать».

«Свиридов — прекрасный журналист, мы высоко оцениваем его тексты: они компетентны и благожелательны в отношении Польши. Но аккредитации его лишили не за то, что он пишет, а за то, что он делал помимо этого», — подчеркивает представитель польского МИД.

В чем обвиняют Свиридова? Официально МИД и Агентство внутренней безопасности молчат. Неофициально речь идет о «лоббировании, спонсировании поездок польских журналистов в Россию, продвижении российского бизнеса». Свиридов является представителем «Валдайского клуба» — инициативы администрации Путина и агентства  РИА Новости, которые с 2004 года устраивают поездки в Россию на озеро Валдай (в действительности, заседания клуба проходят в разных городах, — прим. перев.), где иностранные журналисты и эксперты принимают участие в дискуссиях и встречах с представителями российской власти. «Речь идет не о "Валдайском клубе" — это явная деятельность, которая не вызывает у нас нареканий», — говорит наш собеседник из Агентства внутренней безопасности.

Как мы сообщали, Польшу покинули уже несколько российских дипломатов, которых наши спецслужбы признали представителями ГРУ — военной разведки. Высылка прошла негласно, что вызвало недовольство агентства. Спецслужбы хотели, чтобы общественность получила явственный сигнал, что они не утрачивают бдительности. Правительство решило иначе. Две главные жертвы «шпионской войны» с 16 октября находятся под арестом. Первая — это юрист Станислав Ш., вторая — подполковник Збигнев Е. — сотрудник культурного подразделения министерства обороны. По данным Агентства внутренней безопасности их курировала работающая в Варшаве под дипломатическим прикрытием «ячейка ГРУ», разоблачением которой хвалятся сейчас наши спецслужбы. Об ответных шагах со стороны России пока ничего не слышно: ни в отношении журналистов, ни в отношении дипломатического персонала. Однако заявление Москвы показывает, что реакция будет. Польский МИД на комментарии на эту тему давать отказался.

Обвинения Станиславу Ш.

Портал TVN 24 обнародовал вчера незасекреченную часть обвинений в отношении Станислава Ш, которого задержали по подозрению в шпионской деятельности. Из них следует, что Ш. встречался с офицерами российской военной разведки в Щецине, Варшаве, Познани и Колобжеге. По заданию ГРУ он предположительно скопировал тайный отчет Высшей контрольной палаты (NIK) под названием «Заключение газовых договоров и реализация инвестиции — СПГ-терминал в Свиноуйсьце». Этот отчет был доступен в здании Палаты и тайной канцелярии Сейма. Ш. посещал Сейм в марте этого года. Агентство внутренней безопасности выясняет, представлял ли тогда кто-нибудь ему этот документ. По заданию ГРУ Ш. также должен был проникнуть в журналистскую среду и заняться поиском лиц, потенциально «поддающихся российскому влиянию».