Когда президент России Владимир Путин выступал с агрессивной антизападной речью в Мюнхене семь лет назад, он был напряжен и разгневан. Зато 24 октября, произнося самый обличительный антиамериканский спич за всю свою карьеру, он, как сообщается, выглядел спокойным и довольным. Он шутил и улыбался. Он получал удовольствие, щеголяя резкими высказываниями перед иностранными журналистами и экспертами, являющимися членами дискуссионного клуба «Валдай», и ставя их в тупик своим даром передергивать факты и искажать значения.
В сущности, в речи российского президента не было ничего нового. Г-н Путин назвал «односторонний диктат» Америки причиной всех проблем в мире и обвинил Запад в двойных стандартах и лицемерии по отношению к России, которая всего лишь «защищала интересы русскоязычного населения Крыма» от «неофашистов», когда она аннексировала полуостров и спровоцировала конфликт на востоке Украины. Г-н Путин недвусмысленно дал понять, что, если Америка нарушила правила в Косово, Россия может сделать то же самое на Украине. «Медведь ни у кого разрешения спрашивать не будет. Вообще он считается у нас хозяином тайги, и он не собирается, я знаю точно, куда-то переезжать в другие климатические зоны, ему там неуютно. Но тайги он своей никому не отдаст, я думаю, что это должно быть понятно».
Г-н Путин также вспомнил эпизод о том, как Хрущев стучал ботинком на заседании в ООН, чтобы привлечь внимание. «Все в мире, особенно в США, думали: да ну его на фиг, этого Никиту Хрущева и иже с ним, возьмут, долбанут, ракет у них полно. Лучше относиться к ним с уважением». Тем не менее, Советский Союз и Америка относились друг к другу как к равным не только из-за их арсеналов, но еще и потому, что оба эти государства стали победителями во Второй мировой войне. СССР помог создать тот послевоенный порядок, который г-н Путин теперь хочет разрушить. Советские лидеры относились к Западу с враждебностью, но они не были безответственными: они испытывали глубокий страх перед ядерным оружием.
Г-н Путин не готов менять свою точку зрения. «В прошлом он делал все возможное, чтобы изменить ситуацию, но теперь это все осталось в прошлом», — комментирует Дмитрий Тренин, глава Московского Центра Карнеги. «Он, очевидно, не доверяет Америке и не видит никакого смысла разговаривать с ней», — считает Федор Лукьянов, редактор издания «Россия в глобальной политике». Вопрос заключатся лишь в том, зачем он вообще произнес эту речь.
Ответ на этот вопрос, возможно, имеет отношение скорее к ситуации внутри России, чем к Западу. Антиамериканизм является одной из основ идеологии Кремля. В 2007 году мюнхенская речь г-на Путина стала дополнением к стремительному росту России. Речь, которую он произнес в Сочи, стала заменой этому росту. Когда президент обвиняет Америку во всех экономических проблемах России, в том числе в снижении цен на нефть, это позволяет избежать критики в адрес Кремля. Согласно результатам опросов общественного мнения, российская общественность вменяет г-ну Путину в заслугу, прежде всего, то, что ему удалось восстановить позиции России в мире. В этом смысле заседания клуба « Валдай» в Сочи, где прошлой зимой прошли Олимпийские игры, стали идеальным местом и временем для демонстрации его силы и энергичности, в то время как членам клуба пришлось непроизвольно сыграть роль телевизионной аудитории. И, соответственно, на этот раз организацией встреч клуба «Валдай» занимался Дмитрий Киселев, известный пропагандист, который ведет на телевидении еженедельное ток-шоу.
Все это совсем не означает, что г-н Путин готов к настоящей войне с Западом. Уход российских войск с Украины свидетельствует о том, что в своих действиях он ограничен санкциями и нежеланием россиян терять жизни своих солдат. Однако г-н Путин еще долго будет вмешиваться в дела Украины. Во многих смыслах Россия сейчас представляет опасность своей слабостью, а вовсе не силой.