Мы уже много раз затрагивали тему того, как Си Цзиньпин планирует свое время.
В этом году в Китае довольно популярна песня под названием «Куда пропало мое время»? Председатель Си тоже задается этим вопросом: куда же пропало его время? И сам тут же отвечает на него: его отняла работа. Во время заграничной поездки лидер Китая выражал сожаление по поводу того, что множество внутригосударственных дел ограничивают сроки его поездки. Мы уже как-то говорили о том, что если Си Цзиньпин поздно ночью получает на рассмотрение какие-либо документы, к утру он уже выносит свое решение по ним.
Сегодня я предлагаю вашему вниманию статью из «Шанхай гуаньча», ее автор — Гуань Цзинтай (Guan Jingtai). Внимательно наблюдая за Си Цзиньпином, автор обнаружил, что тот выполняет свою ежедневную работу «максимально быстро и с большим расходом сил». И действительно, если мы взглянем на описание одного дня из жизни председателя, то увидим, что он и правда очень загружен.
Я уверен, что многих интересует, как же все-таки построен день лидера Китая. 24 октября в пятницу, когда народ еще предавался воспоминаниям о решениях, вынесенных в ходе четвертого пленума ЦК КПК 18-го созыва, который закончился днем ранее, для Си Цзиньпина начался новый сложный день.
***
Хоть обычно я занимаюсь международными новостями, в этот раз мне посчастливилось «вблизи рассмотреть», что делает наш председатель, и понять, что представляет собой повседневная работа китайского лидера. Я выяснил, что те дела, которыми Си Цзиньпин занимается каждый день, приходится делать очень быстро, и отнимают они немало сил. Даже фразой «работать круглые сутки» не передать всей загруженности нашего председателя. Но, конечно, как и у любого китайца, в работе Си Цзиньпина есть место и юмору, бывают очень радостные моменты.
У меня не было возможности выяснить, во сколько именно проснулся в тот день лидер КНР, однако могу точно сказать, что он принадлежит к такому роду людей, которых обычно называют трудоголиками. Позавтракав на рассвете и прочитав краткий доклад о наиболее важных событиях, подготовленный Канцелярией ЦК КПК, он отправляется в Дом Всекитайского собрания народных представителей (китайский парламент, расположенный на западной стороне площади Тяньаньмэнь в Пекине — прим. пер.). Там в зале провинции Фуцзянь Си Цзиньпин должен присутствовать на церемонии подписания «Меморандума о создании Азиатского банка инфраструктурных инвестиций», в которой также принимают участие делегаты от 20 стран.
Согласно моим наблюдениям, неважно, какой конкретно задача стоит перед Си Цзиньпином, он всегда может сделать выводы из текущей внутриполитической и внешнеполитической ситуаций. Его речь спокойна и понятна. Возьмем, к примеру, эту церемонию подписания меморандума: Си Цзиньпин говорит: «для того, чтобы стать богатым, сначала необходимо проложить дорогу к благополучию», «когда люди едины, можно и горы свернуть». Все присутствующие одобрительно кивают.
Так он говорит о внешней и внутренней обстановке: «Китай сейчас ускоряет реформы, стремится к воплощению программы „целей на два столетних срока“ (за 100 лет (1921-2021 гг.) — сформировать в Китае среднезажиточное общество, за столетие (1949-2049 гг.) добиться великого процветания нации — прим. пер.). Экономика страны по-прежнему гарантирует здоровые тенденции развития. Наш рост неразрывно связан как с Азией, так и со всем миром. Мы твердо придерживаемся стратегии открытости, основанной на выстраивании взаимовыгодных отношений. Я выступил с инициативой создания „одного пояса, одного пути“ („экономического пояса Шелкового пути“ и „морского Шелкового пути XXI века“), а также Азиатского банка инфраструктурных инвестиций, чтобы углубить экономическое сотрудничество между азиатскими государствами и обеспечить совместное развитие. Мы будем стремиться к тому, чтобы рост Китая шел на пользу не только нашему региону, но и всему миру».
В тот день у Си Цзиньпина также прошли телефонные переговоры с новым президентом Индонезии Джоко Видодо (Joko Widodo). Председатель КНР поздравил его с вступлением в должность и пригласил в следующем месяце в Пекин на неформальную встречу глав государств в рамках саммита АТЭС.
По словам члена Политбюро ЦК КПК и начальника Канцелярии Ли Чжаньшу (Li Zhanshu), Си Цзиньпин работает очень споро. В недавней статье на сайте «Мишу гунцзо» г-н Ли написал: «Генсек ЦК КПК требует, чтобы мы „не накапливали кучу дел“ и „не откладывали на завтра то, что можно сделать сегодня“, и сам поступает так же. В делах он очень аккуратен, и справляется со своими задачами довольно быстро. Неважно, насколько поздно ему принесли какие-нибудь документы, пусть даже время уже за полночь, на следующее утро мы получаем его ответ».
Такой подход к работе более отчетливо проявляется во второй половине дня во время встречи председателя с президентом Танзании Джакайя Киквете (Jakaya Kikwete). После окончания церемонии приветствия, которая состоялась у восточных ворот Дома народных представителей, Си Цзиньпин и члены делегации быстрым шагом прошли в зал заседаний: нам пришлось поторопиться, чтобы успеть за ними. Подождав, пока делегация из Танзании сядет, лидер КНР тут же отметил, что, так как нужно обсудить довольно много вещей, в целях экономии времени будет использоваться синхронный перевод.
И действительно, благодаря синхронному переводу эффективность переговоров значительно повысилась. Они закончились в 18:15 по местному времени. Для подписания соглашения о сотрудничестве лидеры обеих стран из зала заседаний перешли в зал провинции Хэбэй. Несмотря на то, что эти залы разделяют лишь десять метров с небольшим, мы увидели, что даже в ходе столь непродолжительной прогулки Си Цзиньпин и Джакайя Киквете о чем-то оживленно беседуют.
Напряженные переговоры в первой и во второй половине дня измотают кого угодно, поэтому необходимо немного юмора, чтобы как-то восстановить силы. Си Цзиньпин так и поступил. Когда он и президент Танзании стояли у стола, на котором лежали документы на подпись, председатель КНР увидел, что Киквете хочет сесть, и весело отметил, что придется немного постоять — «мы же фон для этих документов». Высококвалифицированный переводчик, стоявший рядом, тут же перевел эту фразу, Киквете понял шутку, и стоять тут же стало легче.
Я обратил внимание на то, что во время подписания соглашений один из министров Танзании после обмена документами забыл пожать руку Си Цзиньпину. Тогда президент Киквете подал ему знак, и чиновник сразу исправился. В тот момент председатель КНР, должно быть, подумал, что это довольно забавно, и рассмеялся.
Только, пожалуйста, не думайте, что на этом рабочий день Си Цзиньпина закончился. Теперь ему предстояло устроить банкет в честь президента Танзании. Когда на город опустился вечер, и на улице Чанъан зажглись фонари, включили свет и на третьем этаже Дома народных представителей. Когда многие люди ужинали в кругу семьи или смотрели телевизор, председатель КНР все еще занимался важными государственными делами.
Я вспомнил, что во время прошлогодней поездки в Россию Си Цзиньпин на встрече с сотрудниками посольства КНР в Москве и представителями китайских учреждений, зарегистрированных на территории России, сказал: «Говорят, что страдание и счастье могут идти рука об руку, но лично я нахожу радость в усталости».
Делясь своими впечатлениями от одного дня с председателем КНР, могу с уверенностью сказать, что он «находит радость в усталости» не только во время заграничных поездок, но и при решении внутригосударственных дел.