В последнее время в моде наметилась интересная тенденция: немодная обувь вдруг стала модной.
Прошедшей весной среди низкокаблучной обуви, которая оказалась в центре внимания — как на подиумах, так и среди потребителей, стали кроссовки, биркенштоки (ортопедические сандалии фирмы Birkenstock, — прим. перев.), походные сандалии а-ля Teva и шлепанцы вроде тех, что выпускает Adidas. Широкие, устойчивые и с мягкой стелькой. Никогда еще модницам не было так удобно.
Настал звездный час для обуви вроде той, что предлагал доктор Шолл (Dr. Scholl — создатель бренда и сети одноименных магазинов удобной и ортопедической обуви, — прим. перев.). После того, как Марк Джейкобс (Marc Jacobs) «вывел» на подиум одну такую пару весенней обуви из мятого бархата, журнал Vogue назвал ее «самым лучшим аксессуаром на сегодняшний день». Однако такая обувь ставит потребителей и других дизайнеров перед выбором: им придется решать, стоит ли принимать такую обувь, которую Мари-Кейт и Эшли Олсен (Mary-Kate&Ashley Olsen) и Хайди Клум (Heidi Klum) носят с таким изяществом, т.е. долго ли продлится мода на ортопедическую и прочую невзрачную обувь.
Бывало и раньше, когда модный тренд так удачно совпадал с изменениями в культуре и становился классикой гардероба. Когда-то и бикини считались смелым экспериментом в пляжной моде. А деним, изначально предназначавшийся для рабочего класса, теперь вполне уместен в гардеробе президента. Некогда культовая мотоциклетная куртка в наше время почти приобрела официальный статус. А сколько раз предрекали смерть обтягивающим джинсам! И как только наш взгляд привыкал к такой экстравагантной моде, она приобретала главенствующую роль в гардеробе потребителя, иногда даже вопреки классическим канонам. В сериале «Полиция Майами» (Miami Vice, 1984 г.) Дон Джонсон (Don Johnson) дерзко нарушил существовавший дресс-код, надев элегантный пиджак на футболку. После этого галстук так и не смог полностью вернуть свои позиции.
Лишь время покажет, надолго ли задержится мода на такую обувь, или же это просто сиюминутная фишка. Но дизайнеры, которые делают себе репутацию, создавая каблуки головокружительной высоты, внезапно обнаружили, что эти самые каблуки, которые заполнили подиумы и модные салоны, уже несколько устарели. «Я знаю, сейчас это уже немодно», — признался месяц назад Кристофер Суарес (Christopher Suarez), партнер дизайнера обуви Николаса Кирквуда (Nicholas Kirkwood). Тогда в Париже он занимался изучением спроса на весеннюю коллекцию 2015 года, в которой были представлены десятки пар яркой, многоцветной обуви на мастерски сконструированных высоких каблуках, форма которых была навеяна произведениями японского плакатного искусства
Благодаря обуви на платформе с высоченными каблуками, созданной господином Кирквудом, он быстро завоевал популярность и открыл собственные магазины в Лондоне, Нью-Йорке и Лас-Вегасе, а также стал владельцем контрольного пакета акций во французской компании LVMH (известный производитель предметов роскоши под торговыми марками Louis Vuitton, Givenchy, Guerlain, Chaumet, Moët & Chandon, Hennessy и др., — прим. перев.). Но, по его словам, сейчас он отказывается от заказов владельцев магазинов дорогой обуви и готовит к выпуску кроссовки на пористой подошве — модели, абсолютно не похожей на те, которые он создавал до этого. Кирквуд признается, что вынужден идти на это, поскольку боится, что кроссовки и им подобная обувь вытеснят ту обувь, благодаря которой он приобрел известность.
Было время, причем, еще несколько сезонов назад, когда модной считалась обувь на высоком каблуке и платформе. Такие дизайнеры, как Кирквуд и Александр Маккуин (Alexander McQueen), «видоизменили платформу», в творческом порыве они позаимствовали у строителей идею «навесной» платформы, чтобы сгладить разницу между высотой каблука и стопы. Франческо Руссо (Francesco Russo), работавший тогда у обувного модельера Серджио Росси (Sergio Rossi), создал себе имя на том, что придумал платформы и каблуки немыслимой формы и высоты, которые позволяли знаменитостям парить высоко над красной дорожкой и при этом демонстрировать красивый изгиб стопы.
Каблуки-шпильки, созданные Кристианом Любутеном, (Christian Louboutin), смотрелись по-садистски сексуально. Но вскоре женщины начали носить их и в пир, и в мир, и постепенно привыкли к тому, что благодаря каблукам стали выше на 10-13 сантиметров. Правда, хлипкие балетки на тонкой подошве, в которых многие женщины ходили на прогулку, оказались не намного лучше обуви на каблуках. Вот так модная обувь стала своего рода дойной коровой для врачей-ортопедов.
По сравнению с обувью на высоких каблуках просторные туфли без каблука смотрелись совершенно неприглядно и старомодно. Тогда казалось, что для модной шикарной дамы сексуальные туфли на высоких каблуках уже стали нормой. Правда, падать с таких каблуков было очень больно.
Революция, как это часто бывает, началась с нескольких небольших вспышек. Изабель Марант (Isabel Marant) создала моду на баскетбольные кроссовки на каблуке-танкетке. Благодаря пружинящей резиновой подошве, они сочетали в себе два в одном — спортивность и сексуальность. А потом Фиби Фило (Phoebe Philo) показала на подиуме несколько моделей биркенштоков на меху из своей весенней коллекции 2013 года. Для многих зрителей в зале это стало глотком прохладной воды из горного ручья после долгого блуждания по пустыне с пустой фляжкой.
Примерно в то же время показ коллекции Ив Сен-Лорана (Yves Saint Laurent) в Париже еще больше подогрел желание многих дизайнеров опять поэкспериментировать на знаменитую тему смокинга, которую господин Сен-Лоран когда-то предложил в качестве провокационного и сметающего гендерные различия варианта женского вечернего наряда. В результате в женском образе появилось больше мужских деталей — смокинги, белые накрахмаленные рубашки, брюки с отутюженными стрелками. А с ними вошла в моду и соответствующая обувь — туфли со шнуровкой, полуботинки с перфорацией, оксфорды. Модельный дом Prada предложил женщинам замшевые туфли типа мужских на толстой подошве.
А потом — уже в этом году — появились «обязательные элементы гардероба», которые воплощают в себе не столько стиль, сколько настроение. Они стали воплощением внезапного увлечения одеждой, которую люди, не относящие себя к модникам, называют обычной или базовой: брюки чино, джинсовые куртки и кроссовки с повышенной амортизацией и гибкостью из серии Nike Air Max. Те, кто не особенно следят за модой, считают такую одежду самой обычной. А значит, она не подвержена влиянию трендов, поэтому и интересна. Для тех, кто привык к ортопедическим биркенштокам со стразами и оксфордам с бахромой из кожи аллигатора, не составит особой разницы потратить 695 долларов (30 тысяч рублей) за пару кроссовок цвета металлик от Balenciaga.
Теперь же Кристиан Любутен, еще совсем недавно считавшийся королем высоченных каблуков, работает над спортивными ботиками, украшенными кожей питона или телячьим ворсом. Пьер Харди (Pierre Hardy) отделал кроссовки мехом. А восходящая звезда фэшн-дизайна итальянец Фаусто Пульизи (Fausto Puglisi) на своем показе минувшей весной представил шлепанцы Adidas, декорированные стразами. Фирма Prada выпустила для женщин мужские модельные туфли со шнуровкой, в которых присутствуют элементы кроссовок, а теперь предлагает совсем уж уродливо-шикарную помесь, в которой сочетаются «модельные туфли со шнуровкой, полуботинки с перфорацией и кроссовки на платформе».
Цены на такую обувь ничуть не ниже, чем цена на предшествовавшие им туфли на каблуке. При покупке пары высоких кроссовок, украшенных кристаллами, в нью-йоркском магазине Barneys придется выложить 2595 долларов (108990 рублей). А забавные кеды Chuck Taylors от Comme des Garcons обойдутся совсем недорого — всего 140 долларов (5880 рублей).
Пока что можно предположить, что мода на обувь без каблука задержится надолго. Дорогие магазины закупают коллекции ультрамодных кроссовок, походных сандалий и прочей обуви, которая напоминает ортопедическую.
Даже любители высоких каблуков чувствуют разницу и начинают задумываться. Месяц назад, наблюдая за тем, как авторитетные завсегдатаи модных показов — редактор Vogue Сэлли Сингер (Sally Singer), владелица культовых магазинов Икрам Голдман (Ikram Goldman), корифей в области уличной моды Анна Делло Руссо (Anna Dello Russo) и автор блога Man Repeller Леандра Медин (Leandra Medine) — мягкой походкой проходят мимо в комфортной обуви, самые стойкие приверженцы каблуков почувствовали соблазн. Главный редактор журнала Glamour Синди Лейв (Cindi Leive), рост которой составляет 1 метр 58 сантиметров, призналась, что задумывается, какую обувь выбирать для себя. По выходным она начала ходить в кроссовках и надевает полуботинки, когда отвозит детей в школу.
Но есть такое место, где обувь без каблуков в ее случае неуместна, и где она, похоже, всегда будет появляться на каблуках. В беседе на этой неделе госпожа Лейв призналась: «Я целиком и полностью одобряю моду на кроссовки. На мой взгляд, это придает женщине шика, да и вообще, удобно. Но на рабочем мечте я предпочитаю быть повыше».