В Венгрии консервативный премьер-министр — Виктор Орбан (Victor Orban). В то же время он лидер правящей партии «Венгерский гражданский союз» («Фидес»).
Под руководством Орбана партия «Фидес» одержала победу на выборах в 2010 и 2014 годах. Вот уже на протяжении пяти лет он непрерывно возглавляет правительство. Должность премьер-министра он занимал и ранее, с 1998 по 2002 годы. После того как Орбан победил на выборах и сохранил свое кресло, его имя стало упоминаться в коррупционных скандалах. Его также обвиняли в фальсификации результатов выборов.
В Венгрии давно существует долговая проблема, которая, в первую очередь, касается домашних хозяйств. Размер их задолженности накануне кризиса 2008 года достигал 60-65% ВВП. При покупке жилья или автомобиля венгры в погоне за низкими процентами брали кредиты в швейцарских банках. Но, как только после кризиса курс венгерского форинта упал, заемщики утратили возможность погашать ранее взятые ссуды. Темпы экономического роста замедлились, бюджетный дефицит возрос. Хотя, по сравнению со многими странами — членами ЕС, ситуация в Венгрии выглядела лучше, в 2014 году дефицит бюджета достиг 2,9% ВВП. Иными словами, венгерскому бюджету потребовался новый источник доходов.
Недавно премьер-министр Венгрии заявил о том, что, начиная с 2015 года, пользование интернетом будет облагаться налогом. Согласно подготовленному правящей партией законопроекту, за каждый гигабайт трафика венгры будут платить 50 евро-центов (около 1,5 турецкой лиры и 27 российских рублей), что, по подсчетам венгерского правительства, должно приносить в бюджет около 65 миллионов евро в год. Подобная налоговая политика, разумеется, вызвала волну общественного недовольства. В частности, недавно в Будапеште состоялся митинг, в котором приняли участие около 100 тысяч протестующих граждан.
Налог на интернет венгры воспринимают не просто как новый обязательный платеж в казну государства. Эти меры рассматриваются как вмешательство в свободу коммуникации. В этом состоит главная причина возмущения.
Многие полагают, что цель премьер-министра Орбана — не только сбор налогов, а усиление контроля и давления на граждан этой страны. Вспомним, как еще недавно в одном своем интервью он называл успешными системы правления в России, Китае, Турции.
Желание ввести налог на пользование интернетом, несомненно, может получить одобрение и в нашей стране. Венгрия даже способна стать для нас такой же «братской страной», как Сомали, Судан, Эфиопия. Но спорным является вопрос об эффективности и живучести этой меры в современном обществе. Все известные мне авторитарные режимы боятся технологий.