Глобальные рынки, несколько отрешившись от геополитических рисков, которые давно оставались на их повестке дня, в большей степени переключили свое внимание на финансовые вопросы.
В США прошло заседание ФРС, а в Европе объявили долгожданные результаты «стрессов на устойчивость». Но рыночные игроки, которые рассчитывали на то, что результаты этих тестов укажут им дальнейший курс, оказались в сложной ситуации.
25 из 130 европейских банков, для которых Европейский центральный банк (ЕЦБ) проводил стресс-тесты, не прошли этой проверки.
Хотя эту ситуацию можно считать нормальной, заставляет задуматься тот факт, что девять из провалившихся 25 банков находятся в Италии. В случае если Италия с размером ВВП в 2,07 триллиона долларов вступит в кризис, преодолеть его будет крайне нелегко, а положение евровалюты станет предметом серьезных споров.
По состоянию на 2013 год внешний долг Италии был равен 2,75 триллиона долларов. Эта сумма, соответствующая 132,6% ВВП, представляет серьезный риск как для Италии, так и для всей Европы. Кроме того, нельзя не обратить внимание на рост безработицы среди итальянской молодежи (в 2014 году она достигла 44,2%), а также замедление темпов роста экономики за последние два квартала этого года.
Очевидно, политика ЕЦБ не имела успеха в Италии.
Но спасет ли Италию и Европу программа закупки облигаций?
Принимаемые ЕЦБ меры упускают из виду главную проблему.
В основе кризиса в этом регионе — то обстоятельство, что находящиеся здесь государства (за исключением Германии) утратили свою конкурентоспособность и возможность производить. В сложившейся ситуации способность превзойти конкурентов исчезает, производство останавливается, поступление денежных средств сокращается, а страны вязнут в долговом болоте.
Претерпевая спад производства, государства начинают задумываться о еще большем снижении уровня заработной платы или отказе от евро, но реализация этих планов также не представляется возможной.
Кризис может быть преодолен только благодаря единой фискальной политике.
Денежно-кредитную политику в Европе определяет ЕЦБ, но фискальная политика остается в ведении национальных правительств.
А они, как правило, еще более отягчают ситуацию с балансом доходов и расходов своих стран, управляя ими на основе популистских программ и делая свою экономику открытой для кризисов.
В то же время из-за «общей» валютной единицы страны не могут пойти на девальвацию. В такой ситуации о конкурентных преимуществах не может быть и речи.
Негативные условия вовлекают эти страны в порочный круг «низкое производство — низкий экспорт — низкий доход — низкие инвестиции», что еще больше замедляет темпы роста их экономик.
Если Европа хочет найти устойчивое решение проблемы, необходимо совместное определение политики в области финансов, промышленности и занятости.
В противном случае в будущем Европу ждут серьезные трудности.