Заседание СНБО обозначило ужесточение политики Киева в отношении Донбасса. Согласно заявлениям президента, власть откажется от Закона об особом статусе неподконтрольных территорий Донецкой и Луганской областей, введет более жесткий экономический режим и усилит оборонительную линию на ключевых направлениях. Правительству поручено создать закон, который регулировал бы вопросы экономики и налогов в ДНР/ЛНР по примеру Крыма. Это означает фактическое признание, что половину Донбасса Украина не будет контролировать еще долго. Исходя из этого, СНБО приняло решение об отказе от финансирования непризнанных территорий, о чем вчера вечером заявил замсекретаря СНБО Александр Литвиненко.
Обещания и угрозы
У новой политической линии Петра Порошенко есть свои основания. Безусловно, украинская власть обязана была отреагировать на выборы в ДНР/ЛНР, которые поставили точку в планах Киева обеспечить приемлемый для него хотя бы внешне вариант мирного урегулирования. С другой стороны, Порошенко нужно было отреагировать на итоги украинских парламентских выборов, показавшие падение популярности президента и приведшие к необходимости считаться с партиями войны, которые составят не менее 50% состава коалиции. Собственно, спикер старого парламента Александр Турчинов уже зарегистрировал в парламенте собственный проект отмены президентских законов, и Порошенко необходимо было показать, что эта инициатива направлена не против него, а наоборот, как реализация его инициативы. Сейчас, когда Блок Порошенко и «Народный фронт» формируют фракции для будущего парламента, вопрос открытого антипрезидентского выступления — это не просто вопрос имиджа гаранта, но и фактор, который скажется на количестве каждой из фракций.
Как скажется решение об отмене особого статуса на Донбассе? Никак, потому что закон все равно не действовал, будучи, скорее, платформой для переговоров, чем реальным документом. Недаром «вице-премьер» ДНР Андрей Пургин поприветствовал решение Порошенко. К тому же президент не просто задекларировал отмену закона о спецстатусе, но и очертил новое предложение Киева, в котором отказ от сепаратных выборов и переход под юрисдикцию Украины сопровождается предложением свободной экономической зоны: «Мы готовы принять новый закон и назначить новую дату выборов. Мы готовы четко очертить территорию, где в соответствии с украинским законодательством эти выборы будут проходить и будет действовать специальный режим местного управления. Более того, мы готовы обеспечить специальный режим свободной экономической зоны, где субъекты хозяйствования, зарегистрированные на этих территориях, будут иметь специальный режим экономических отношений с ЕС и специальный режим экономических отношений с Россией».
Кстати, Пургин успел уже отказаться и от этого предложения. Хотя понятно, что оно адресовано, скорее, Кремлю, но и Путина интересует «специальный режим экономических отношений с Россией», касающийся не только Донбасса, но и всей Украины. Так что новое предложение Киева наверняка ждет та же судьба.
Линия обороны на зиму
Впрочем, главным заявлением Порошенко являются, пожалуй, не слова о судьбе неисполнявшегося закона, а то, что касается зоны боевых действий. «Сегодня сформированы несколько новых частей и соединений, которые позволят уже сейчас перекрыть возможные наступления в направлениях Мариуполя, Бердянска, Харькова и севернее Луганска, Днепропетровской области», — заявил президент. Означает ли это, что украинская власть ждет такого наступления? «Речь идет не о ближайших днях, но в перспективе ближайших месяцев наступление не исключается, — сказал нам источник в окружении президента. — И эти слова, скорее, предупреждение русским, что сейчас уже не август, мы будем сопротивляться».
Половины Донбасса Путину мало
«Киеву нужна была не только словесная, но и практическая реакция на прошедшие в самопровозглашенных республиках выборы, которой и стало решение об отмене закона об особом статусе, все равно уже не актуального, — считает политолог Вадим Карасев. — Однако этого мало. Украинской власти в этой новой политико-географической реальности нужен план, как взаимодействовать с новообразованиями, которые формально — на Украине, но фактически уже ушли из нее. Пока есть отдельные шаги, а цельного плана нет. Что касается возможного наступления сепаратистов, то такая угроза, конечно, сохраняется. Не случайно МИД РФ заявил о выборах в Донецком и Луганском регионах, а не республиках — то есть в Кремле их видят частью чего-то большего. И этим большим может быть Новороссия, которая отвечает амбициям Путина. Половины Донбасса ему мало».