Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Замминистра финансов Армении раскрывает секреты

© Fotolia / contrastwerkstattПроизводство сыра
Производство сыра
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Мне кажется, люди в Армении больше разочарованы несправедливостью, и уезжают тоже поэтому. Я работал в правительстве и в 1993-94 гг., но тогда люди верили. Хотя, как финансист, могу сказать, что в 2015 году жизнь, конечно, станет лучше. Если пенсии вырастут на 5 тысяч драмов (примерно 12 долларов), а инфляция составит 3,3%, то пенсионеры смогут покупать хлеба больше на 3 тысячи драмов, может, хватит даже на сыр.

В ходе обсуждений проекта бюджета на 2015 год выяснилось, что в проект не вошли расчеты, связанные с вступлением Армении в Евразийский экономический союз (ЕАЭС), более того, таких расчетов пока нет. Мы обратились за разъяснениями к первому заместителю министра финансов Армении Павлу Сафаряну.
 
— Господин Сафарян, значит ли то, что расчеты пока не готовы и не внесены в бюджет, что в середине года в бюджет будут внесены поправки?
 
— Ну, во-первых, соглашение о вступлении в ЕАЭС должно пройти экспертизу в Конституционном суде и ратификацию в парламенте. Национальное Собрание — это не невменяемый орган, и он вполне может ратифицировать или отказаться от ратификации.
Как только соглашение будет ратифицировано, мы отразим это в документах. Если б в этом документе мы написали, что понесем ущерб хотя бы на две лумы (самая мелкая денежная единица в Армении), то нас могли спросить — с чего вы взяли, ведь соглашение еще не утверждено.
 
Пока это соглашение не существует де-юре для Армении. Кроме того, есть технические проблемы. По 800 наименованиям импортируемых Арменией товаров переговоры продолжаются. Согласно Конституции, проект бюджета должен быть направлен на одобрение правительства до 2 октября. До 15 октября замминистра финансов Сурен Караян вел в Москве переговоры по ставкам таможенных пошлин, но список так и не был до конца согласован.
 
Вы хотите, чтобы я раскрыл всю кухню. Например, Казахстан задает вопрос, с какой стати у Армении должны быть изъятия для автомашин? В Казахстане не особенно счастливы от нашего вступления в этот союз. Когда по этим 800 наименованиям товаров будет окончательное согласование, мы определим, повысятся ли наши доходы или понизятся. Все ставки на 800 видов товаров будут пересмотрены, останутся только те наименования, по которым правительство просит их не менять ставки, потому что они имеют для нас важное значение.
 
Только не впадайте в заблуждение и не думайте, что никаких расчетов в правительстве нет, и мы с закрытыми глазами пошли в этот союз. Для нас это имеет политическое значение, и есть определенные экономические оценки, что нам будет выгодно. Мы знали, что выгода будет, потому что, по нашим расчетам, дополнительно в бюджет поступит 180 млн. долларов, это порядка 60 млрд. драмов. Если внедрить их в экономику, это может обеспечить 1% прироста ВВП, а это 14 млрд. драмов налоговых доходов.
 
— Фактически, соглашение было подписано без серьезных расчетов.
 
— А что вы думали, мы возьмем и подсчитаем по всем видам товаров? И Казахстан, и Белоруссия сначала ратифицировали соглашение, а уж потом внесли поправки в бюджет. Как мы могли говорить о таможенных пошлинах, когда не было заявки о вступлении? Мы не могли пойти и сказать — русские, вам нечего делать, так что, давайте-ка, посчитаем, потом уже скажем, хотим мы вступать или нет. Сначала надо дать согласие, потом уже садиться за стол переговоров.
 
— Но ведь решение было принято в прошлом сентябре, так что, для анализа был целый год.
 
— Вы хотите, чтобы я перешел к политической стороне вопроса? После заявления 3 сентября 5-6 месяцев ушло на то… вы знаете, что казахи не очень счастливы видеть нас в союзе, знаете, сколько было переговоров? Как в этих условиях можно было делать расчеты?
 
Из-за казахов до 1 октября этого года было не ясно, будет ли соглашение подписано. Казахи хотели втащить в этот союз Турцию, Азербайджан. Единственная страна, которая хотела нас видеть в союзе — Россия.
 
— Господин Сафарян, многие специалисты не ждут ничего хорошего от членства Армении в ЕАЭС, а том числе, и из-за санкций против России. Есть анализ, как это скажется на экономике Армении?
 
— Есть реальные факты. Трансферты из-за санкций сократятся на 25%, и это напрямую повлияло на ВВП. Мы планировали рост ВВП в объеме 5,2%, но в этом году этого не будет, и одной из причин является сокращение трансфертов. Сейчас рабочая группа пытается сформулировать оценки. Трансферты сократились, инвестиции тоже, тенденция негативная, санкции сказываются и на нашем экспорте. Честно говоря, оценки есть, но они не окончательные, и я не хотел бы публиковать.
 
— Эти оценки катастрофические?
 
— Катастрофой является наша сегодняшняя ситуация, когда вместо запланированных 5,2% роста у нас всего 3%. В целом, негативное воздействие произошло в размере 2%.
 
— То есть, нет гарантий, что запланированный на будущий год рост в 4,1% будет выполнен? Ведь, как вы говорите, вступление в ЕАЭС может привести к росту всего в 1%.
 
— Мне кажется, правительство должно сделать все, чтобы обеспечить рост, иначе придется объяснять народу, почему это не сделано.
 
— Чего ждать людям — жизнь улучшится, или наоборот?

— Мне кажется, люди в Армении больше разочарованы несправедливостью, и уезжают тоже поэтому. Я работал в правительстве и в 1993-94 гг., но тогда люди верили. Хотя, как финансист, могу сказать, что в 2015 году жизнь, конечно, станет лучше. Если пенсии вырастут на 5 тысяч драмов (примерно 12 долларов), а инфляция составит 3,3%, то пенсионеры смогут покупать хлеба больше на 3 тысячи драмов, может, хватит даже на сыр.