Занимающий свой пост почти год президент Грузии Георгий Маргвелашвили все больше выходит из под контроля своего патрона Бидзины Иванишвили. Это создает напряженность в отношениях между главой государства и близким к Иванишвили премьер-министром страны Гарибашвили. Но вполне вероятно, что новый политический курс России в Абхазии объединит сегодняшних политических оппонентов.
Год назад, еще до президентских выборов, тогдашний председатель правительства Иванишвили не жалел похвалы в адрес новичка в политике, «философа» и просто своего близкого друга Маргвелашвили. Но как только последний стал президентом, Иванишвили уступил свой пост Гарибашвили, который долгое время крутился в его бизнес империи. Кроме того, уходя из премьеров, Иванишвили отметил, что продолжит влиять на политику Грузии, потому что это долг каждого гражданина.
И уже в марте этого года Иванишвили выразил открытое недовольство действиями нового президента. Маргвелашвили якобы не прислушивается к его политическим советам, а одним из своих советников назначил Мачвариани, брат которого является членом парламента от «Единого национального движения» Саакашвили. Деятельностью же премьер-министра Иванишвили был доволен изначально и продолжает его поддерживать.
Следует напомнить, что еще в конце президентского срока Саакашвили в силу вступили конституционные поправки, которые основную полноту власти концентрируют в руках главы правительства, а президент становится по сути формальной политической фигурой. Во времена Саакашвили ни у кого не возникал вопрос относительно того, кто должен представлять Грузию на международной арене, а сегодня премьер-министр постоянно конкурирует с президентом за право попозировать перед телекамерами на международных мероприятиях или во время подписания межгосударственных соглашений.
Так Соглашение об ассоциации Грузии с ЕС подписал не президент, а Гарибашвили. Правительство смогло получить у Маргвелашвили доверенность на это на основе того аргумента, что подписанные главой Грузии договора в соответствии с Конституцией все равно должны быть утверждены кабинетом министров, а значит можно будет избежать лишней бюрократии.
Но это не единственный случай, когда президенту пришлось уступить. Последний раз руководители Грузии «скрестили шпаги» в ходе подготовки к поездке на заседание Генеральной Ассамблеи ООН в Нью-Йорке. На встрече глав государств ООН, посвященной изменению климата, планировали выступить оба лидера, и отказаться снова был вынужден Маргвелашвили. Но при этом он заявил на пресс-конференции, что грузинское правительство намеренно помешало ему представлять Грузию на Ассамблее ООН и в целом пытается ограничить его поездки.
После этих слов Иванишвили обвинил президента в создании пропасти между президентурой и правительством, и это вызывает беспокойство у местных неправительственных организаций. Так представительство Transparency International в Грузии распространило заявление, в котором утверждается, что отсутствие уважения к президенту страны со стороны правительства ослабляет демократические институты власти. Также в нем акцентируется конституционный принцип разделения властей и отмечается, что постоянную критику в адрес президента можно рассматривать как попытку правящей коалиции и сформированного им правительства фактически сосредоточить всю власть в руках одной партии.
А Кремль, пока грузинские институции испытывают терпение друг друга, не дремлет и пытается упрочить свое влияние в Абхазии. Готовится «Договор между Российской Федерацией и Республикой Абхазия о союзничестве и интеграции», который предусматривает создание единых абхазско-российских вооруженных сил и правоохранительных органов. В одном из важнейших пунктов договора говорится о том, что Россия и Абхазия обязуются прийти на помощь друг другу в случае военной агрессии.
Поэтому не удивительно, что президент Грузии осудил эту инициативу Кремля как агрессивный шаг, «направленный против суверенитета и территориальной целостности» Грузии. По его словам, такие соглашения крайне негативно сказываются на безопасности в черноморского регионе и на Кавказе и противоречат условиям международных мирных переговоров в Женеве. Гарибашвили в свою очередь подчеркнул, что планируемое соглашение угрожает самобытности гордого абхазского народа, будущим и судьбой которого он очень озабочен.
Абхазия рассчитывает подписать вышеупомянутый договор до конца года. Это безусловное давление на Тбилиси, так как дальнейшее усиление российского влияния в непризнанной республике снижает шансы на ее возвращение в состав Грузии практически до нуля. С другой стороны, такие действия России должны объединить Маргвелашвили и Гарибашвили и сосредоточить их внимание на поиске компромисса, способного вырвать Абхазию из российской сферы влияния. Такое сотрудничество, даже если оно не перерастет в дружбу, несомненно должно снизить градус напряженности в отношениях руководителей страны. И это пойдет Грузии только на пользу.