Так как 24 октября переговоры между Россией и Украиной по газу, которые проходят при посредничестве ЕС, закончились безрезультатно, стороны были вынуждены 29 октября начать новый раунд переговоров. Может показаться, что все затягивается из-за газового долга Украины в 4,5 миллиарда долларов США. Однако на самом деле причина кроется в скрытой борьбе между Россией, Европой и Америкой.
С тех пор как в сентябре между правительством Украины и пророссийскими сепаратистами с востока страны было подписано Минское соглашение о прекращение огня, обстановка на Украине заметно смягчилась. Время от времени в регионе все еще идут бои, но в целом все стараются придерживаться соглашения.
Кроме того, Верховная Рада Украины приняла закон об особом статусе некоторых районов в Донецкой и Луганской областях сроком на три года. Особый статус подразумевает сохранение русского языка, а также позволяет районам, которые находятся под контролем вооруженных ополченцев, самим выбирать судей, создавать собственные отряды милиции и развивать отношения с Россией. Фактически, эти действия частично удовлетворяют требования Москвы и Донбасса о федерализации этих территорий.
Изменения в украинской ситуации в основном связаны с тем, что участники конфликта после практически целого года постоянных политических игр наконец-то поняли, что из сложившегося кризиса есть только один единственный выход — диалог.
С точки зрения Украины, военные поражения сужают для Киева стратегическое пространство для маневра. Запад всего лишь кормил его обещаниями по поводу военной и экономической помощи. Экономика страны в упадке, а важнейшие предприятия и ресурсы находятся в юго-восточной части страны. Прекращение огня и предоставление Донбассу ограниченной автономии позволяет сохранить эти стратегически важные территории в составе страны. Это самое важное условие для сохранения территориальной целостности Украины.
Несмотря на то, что Запад иногда проводит военные учение на границах с Россией, Европа и США всеми силами стараются избежать прямой военной конфронтации с Москвой. Запад ввел ряд санкций против России, однако их эффект весьма ограничен, они так и не смогли заставить Россию отказаться от ее политики «защиты русскоязычного населения».
ЕС и США поддержали план прекращения огня на Украине. Это позволяет им и дальше оказывать какую-никакую помощь стране, а также не обязывает брать на себя всю ответственность за развитие событий. В то же время прекращение огня позволило «приоткрыть дверь для компромисса» на геополитической арене. В сентябре президент Украины Петр Порошенко побывал с визитом в США. Барак Обама тогда сказал ему: «Неважно, идет ли речь о востоке или западе, но у Украины должны быть хорошие отношения со всеми ее соседями». Он также посоветовал Порошенко продолжать развивать экономические отношения и неправительственные обмены с Россией. Тот факт, что Запад поддерживает Минское соглашение, также говорит о его надеждах на улучшение отношений с Россией.
Что же Россия? С одной стороны, она не хочет, чтобы украинские ополченцы потерпели поражение от правительственных войск. С другой стороны, российское полномасштабное военное вмешательство может лишь ускорить процесс вступления Украины в НАТО. В то же время идея взять на себя ответственность за восстановление разваливающейся экономики востока Украины не входит в долгосрочные планы России. Так как усиленная поддержка пророссийских сепаратистов позволила этому региону получить ограниченную автономию, Россия теперь, возможно, отойдет немного в сторону. Москва должна иметь четкую позицию по украинскому кризису, но в то же время она будет действовать осторожно, стараясь держать инициативу в своих руках.
Несмотря на то, что ситуация на Украине смягчилась, рано говорить о завершении кризиса.
В настоящий момент переговоры по газу, которые начались после прекращения огня на востоке Украины, — главный козырь Москвы, и в данном раунде она выиграла у Киева и Запада. Это значит, что начался новый раунд поединка между Россией и Украиной, а также между Россией, Европой и Америкой.
Президент РФ Владимир Путин заявил, что, если Украина не в состоянии выплатить долг за газ, ЕС и США могут сделать это за нее. Однако это непременно поставит эти страны в весьма затруднительное положение. Замысел России довольно очевиден: дать Западу понять, что, если он примет Украину в НАТО, она станет еще одной западной страной с отрицательным капиталом.
Согласно прогнозам Международного валютного фонда, для спасения украинской экономики необходимо 55 миллиардов долларов США. Однако некоторые специалисты утверждают, что это слишком маленькая цифра, и на деле Украине требуется по меньшей мере 100 миллиардов долларов. Поэтому ее газовый долг в 4,5 миллиарда — ничто по сравнению с этими цифрами. Сегодня Европа испытывает серьезные экономические трудности и поэтому просто не может взвалить на себя такую ношу. Это еще одна причина, почему ЕС согласился временно приостановить соглашение об ассоциации с Украиной, а также пошел на переговоры с Россией.
Очевидно, что меры, на которые РФ идет во время переговоров по газу с Украиной, связаны с возможным соглашением ЕС об ассоциации с Украиной. Москва пытается ослабить Киев в экономическом аспекте и максимально снизить негативный эффект, который будет оказан на российскую экономику, если соглашение об ассоциации все же будет подписано.
В настоящий момент Путин говорит, что мир должен уважать Москву, а не бесцеремонно вмешиваться в дела «медведя». В свою очередь Россия гарантирует, что Украина станет нейтральным государством, мостом между Востоком и Западом. По всей видимости, пока требования Москвы не будут удовлетворены, политическая игра вокруг Украины не прекратится.
Автор статьи — бывший посол, в настоящий момент старший научный сотрудник Фонда международных исследований Китая, а также специально приглашенный комментатор «Хуаньцю ван».